Не секрет, что «Единая Россия» пока удерживает лидерство на электоральном поле города. Получив на октябрьских выборах 32,62% голосов, партия власти пытается набрать потерянные очки в ходе разворачивающейся избирательной кампании в областное Законодательное собрание, мобилизовав все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Однако борьба за голоса избирателей предстоит нешуточная, так как единороссам противостоит оппозиция, которая при грамотной организации предвыборного процесса  в состоянии не только подтвердить свое право на место под солнцем, но и сделать очередной шаг по укреплению своих позиций.

Что же для этого необходимо? Прежде всего, путем эффективной пропаганды преодолеть убежденность значительной части населения в неизбежности безоговорочной победы партии власти. Известно, что многие избиратели, сочувствующие оппозиционным силам, просто не идут на избирательные участки, поскольку уверены в бесполезности таких действий. И в такой ситуации оппозиция должна противопоставить правящей партии активную работу с населением, апеллируя преимущественно к той его части, которая разочаровалась в деятельности единороссов. В самом деле, что может поставить себе в заслугу правящая партия? Безудержный рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе ЖКХ? Решение проблемы безработицы? Повышение образовательного уровня молодежи? Прорыв в области нанотехнологий? Обеспечение безопасности населения? Нет. И в тоже время их попытка спрятаться за спину В.В. Путина исчерпала себя, а локальные достижения, как строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, детских площадок и т. п., выглядят просто карликами на фоне обостряющихся социальных проблем.

К этому можно добавить и очевидные слабости дзержинского отделения «Единой России», в том числе неудовлетворительные итоги управления городом прежней администрацией, преимущественно состоявшей из членов правящей партии; громкие разборки в стане местных единороссов после октябрьских выборов; неуклюжая попытка обвинить во всех грехах В. Портнова и П. Воронина, прикрывая других виновников неудачи; скромные успехи команды действующего мэра на текущий момент. И если вспомнить, что протестный электорат в городе сегодня по-прежнему велик как никогда, то становится очевидно: чем больше избирателей примет участие в голосовании и выразит свою волю самостоятельно, без давления извне, тем меньший процент получит правящая партия.

Далее, оппозиции необходимо сделать ставку не столько на личностный ресурс (хотя в ее рядах немало достойных людей, по узнаваемости они уступают представителям «Единой России»), сколько на пропаганду своей программы и четкую отстройку от идеологии правящей партии. Просвещенный консерватизм, взятый на вооружение «Единой Россией», непонятен людям, вызывает у многих отторжение тем, что фактически заставляет признать несправедливые итоги приватизации, когда в руках олигархов оказались огромные богатства, а миллионы простых людей оказались обмануты. Более того, объективно консерватизм вступает в противоречие с идеей модернизации, выдвинутой президентом Д.А. Медведевым.

В то же время многие программные положения оппозиционных партий отличаются большей четкостью и гуманизмом. Например, коммунисты в качестве стратегической цели ставят построение в стране обновленного социализма, справедливороссы – социалистического общества с равными правами и возможностями; а либеральные демократы провозглашают себя сторонниками социального государства, отвергая как казарменный коммунизм, так и дикий капитализм.

В любом случае оппозиционным силам повезло. Единороссы сами вложили в их руки весомые аргументы, с помощью которых оппозиция способна завоевать симпатии избирателей. Остается посмотреть, какая из партий – КПРФ, ЛДПР или «Справедливая Россия» – сумеет эффективнее воспользоваться ими.

А.И. Егоров