К тому, что в Дзержинске многоквартирными домами заправляют управляющие компании – подделывают подписи за выбор себя любимых, завышают плату за услуги, отказывают в перерасчетах и при этом почти ничего не делают, кажется, горожане давно привыкли. Бороться с собирателями богатой дани при почти повсеместном отказе в содействии со стороны ГЖИ, полиции, прокуратуры и чиновников сложно, да и по большому счету, как показывает опыт, бессмысленно. Видимо, пример такой безнаказанности оказался заразительным – самовольничать в домах начали домофонные компании.

 

На все руки


В этом году дзержинцам активно презентуют «умные» домофоны. Новая техника – уже не просто запирающее устройство подъездных дверей, она практически творит чудеса. Открывать дверь гостям можно с телефона, при этом видно, кто именно к вам пришел, а если гость незнакомый, то у него можно спросить, зачем пожаловал. Домофон оснащен видеокамерой и целых три дня хранит архив записей, так что если случилось что-то нехорошее, можно «отмотать пленку» и посмотреть происходящее несколькими часами раньше. Нажав определенную кнопку, можно вызвать полицию и другие экстренные службы. 

Домофон даже якобы способен напоминать об оплате ЖКУ, а кроме того, воспользовавшись видеоархивом, несложно проверить качество и регулярность уборки придомовой территории.

Проект в Дзержинске нахваливали первые лица. В феврале этого года «ДВ» рассказывало о том, что все прелести «умных» домофонов возносил на думском комитете по городскому хозяйству первый замглавы администрации Глеб Андреев, а летом их пользу отмечал тогда еще кандидат в депутаты ЗС НО от Дзержинска Евгений Люлин. Планировалось, что интеллектуальными замками в Дзержинске оборудуют 2500 подъездов МКД.

Кто здесь?..


Когда эта практика действительно начала внедряться, дзержинцы, с их слов, даже не сомневались, что все происходит в том числе с подачи представителей местной власти – по широко разрекламированной программе «Умный город». Однако, когда в редакцию десятками пошли жалобы на домофонщиков, оказалось, что не все согласны обзавестись современным оборудованием – почти никто не стал даже отвечать на волнующие людей вопросы.
 
В региональном министерстве ЖКХ послания на сей счет перенаправили в ГЖИ области. А там пояснили, что если речь идет именно о проекте «Умный город», то спрашивать надо с администрации города. Ответ из мэрии мы получили: «На данный момент программы по установке домофонов и умных камер не разработаны в регионе. В Дзержинске предлагается разработать пилотную программу и внедрить, чтобы помимо капитального ремонта, замены лифтового оборудования собственники могли устанавливать у себя в домах умные технологии. До того момента, пока программа не принята, собственники или управляющие компании имеют право самостоятельно проводить эти работы. Нам эта технология интересна с точки зрения оснащения общественных пространств (парки) и социальных учреждений (школы, сады, театры и т. д.)».

Хотите, просто не знаете


Как рассказали нам собственники нескольких домов в Дзержинске, которые сейчас частично или полностью оснастили новыми домофонами, модернизация по их адресам происходила примерно по одному и тому же сценарию. Сначала на дверях подъездов появилось объявление, что в доме планируется замена домофонного оборудования, а следом – что оно заменено и идет наладка его работы. В объявлениях также расписывались прелести работы домофона – повышение безопасности, надежность и удобство, ведь открывать дверь теперь можно не только ключом, но и с помощью телефона, на который надо установить мобильное приложение. При этом сообщалось, что технику столь высокого качества домофонщики ставят за свой счет, тариф за обслуживание для собственников остается прежним. Правда, тому, кому нужно, придется купить ключи. Бесплатно выдается только один экземпляр на семью, остальные – по 150 руб. 

за штуку. Положительные стороны, вероятно, были оценены дзержинцами. Но, как уже говорилось, далеко не всеми. Те, что пришли в «ДВ», например, с пр. Циолковского, 39 рассказали: «У нас вполне работоспособное и старое оборудование, оно нас устраивает. Общих собраний в доме никто не проводил, приходила женщина из «Цифрала» со списками, просила расписаться якобы за получение бесплатных ключей. Кто отказывался или сомневался, она говорила, что этот человек якобы единственный, кто против нового домофона, все остальные соседи дали добро. Хотя это неправда. Мы в подъезде большинством решили, что нам не нужен новый домофон. Когда пришли ставить такой в соседний подъезд, даже полицию вызвали, чтобы отправить работников восвояси. Еще раз подчеркнем, что общих собраний в доме не проводилось, хотя все решения, связанные с общедомовым имуществом, должны исходить только от собственников. Нам же отказались даже выдать договор на предоставление домофонных услуг, то есть и сейчас мы «сотрудничаем» с «Цифралом» вслепую».

В другом доме – по ул. Гастелло – один из собственников поведал свою историю «домофонизации»: «Ходил в абонентский пункт, выдали дополнительное соглашение, где сосед из подъезда подписал согласие на замену домофона. Поговорил с ним, он даже не понял, о чем идет речь. Меня больше всего волнует финансовая сторона вопроса. У нас семья из четырех человек.
 
Один ключ мне дали бесплатно, три остальные я должен купить. Но это нарушает права моей семьи как собственников общедомового имущества. Получается, мне открыт доступ в подъезд, а жене и детям бесплатно – нет. Говорят, можно пользоваться приложением на телефоне, но и его использование стоит денег, слышал о сумме 40 рублей в месяц. К тому же это приложение часто не работает и его нужно удалять и скачивать по новой.
 
Представил сына-третьеклассника после продленки вечером зимой, устанавливающего на улице программу в телефоне, чтобы попасть домой… Обратился к юристу, он посоветовал писать заявления в Роспотребнадзор, прокуратуру, но после Нового года, так как пока такие компании по закону проверять нельзя из-за коронавируса. Еще момент – в допсоглашении говорится, что плата за обслуживание не меняется, она составляет 54 рубля с каждой квартиры в месяц. Но сейчас она у меня 51 рубль! И еще – мне показали подписные листы общего собрания за установку нового домофона по нашему дому. Но никаких объявлений об этом не было, народ не собирался, на ГИС ЖКХ итоги голосования не размещены. Да и когда оно могло проводиться, если между объявлением на подъезде и установкой домофона прошло не больше недели?..».

Без собрания и согласия


Так как автор статьи теперь тоже является «счастливым» обладателем «умного домофона», то от лица собственников своего дома обратилась с вопросами о собрании и стоимости услуг на сайте местного «Цифрала». Было это уже довольно давно, ответов же так никто и не дал. Зато куда более общительными оказались представители компании в соцсети «ВК» в группе «Цифрал-сервис». Вот что здесь пояснили насчет стоимости вторых и далее по счету ключей: «Мы выдаем только один бесплатный ключ по нескольким причинам. Во-первых, модернизацию домофонов для абонентов компания провела полностью за счет собственных средств. Во-вторых, сумма за техобслуживание не меняется. В-третьих, мобильное приложение тоже является бесплатным для новых абонентов (если домофон установлен после 01.10)». Что же касается согласия собственников и проведения общих собраний, то тут ответы, как нам показалось, не нуждаются в лишних комментариях, хотя и оставляют немало вопросов: «Процесс модернизации всегда утверждается со старшим по подъезду и/или с председателем УК/ТСЖ (у кого-нибудь есть старший по подъезду? 

А председатель УК? – Прим. автора). Собственники подписывают акт либо на собрании, либо в момент получения ключа, на этом же этапе можно отказаться от модернизации (а как же протокол? – Прим. автора). Для установки нашего оборудования необходимо согласие 80% собственников квартир. Если есть возможность получить подписи без согласия – наверняка можно его не проводить».

Немного про «управлялки»


И в администрации, и сам «Цифрал» кивают на участие управляющих компаний в «домофонных» вопросах. И правда, жилищники, по закону, в ответе за все, что происходит с общедомовым имуществом, в том числе, должно быть, и с запирающими устройствами на общедомовых подъездных дверях. 

К тому же в договорах управления, например, с «Управдом-Центром» есть целый пункт, гласящий, что эта УК вправе: «Самостоятельно принимать решения по вопросам заключения, изменения, расторжения и контроля исполнения договоров оказания услуг/выполнения работ по ремонту и техобслуживанию домофонного оборудования». Так, может быть, попросить УК вмешаться в ситуацию там, где новый домофон поставили без согласия собственников? Ну или поспособствовать уж если не контролю за исполнением договора со стороны домофонщиков, то хотя бы предоставлению этого договора собственникам, которого у них, как утверждают многие, попросту нет, а в его выдаче им отказывают. Только что-то подсказывает, что занятие это бесполезное – обращаться в УК. Будь их воля, они бы изначально забрали домофоны под себя и собирали дополнительно по 50 – 60 руб. с квартиры в месяц. Однако неплохие и в общем-то достаточно «легкие» деньги наши магнаты от ЖКХ спокойно «уступили» домофонным компаниям, значит, как говорится, это кому-то нужно…

Все хорошее – плохо?


На наш взгляд, сама идея «умных домофонов» ничего, кроме плюсов, для граждан не несет. Оборудование удобное, придумано для комфорта и безопасности, да еще и эстетично выглядит. Чего опять бунтуют отдельные земляки? И почему видят в «умном» оборудовании сплошные черные пятна? Давайте еще раз разберем их опасения и вместе подумаем, насколько они обоснованы.
 
Люди переживают, что их лишний раз надурят и оберут. Да, услуга стоит дополнительных денег: кроме единственных ключей, все остальные платные. В «Цифрале» нам подтвердили, что домофоны периодически обновляются автоматически, что может привести к сбою срабатывания ключа, если он «закодирован несанкционированно». Но где гарантия, что домофон при «перезагрузке» «узнает» и все «санкционированные» ключи? Не придется ли платить по 150 руб. бесконечно? Что касается бесплатности приложения с 1 октября, то это тоже пока не подтверждено. Люди, пользующиеся мобильным телефоном при открывании дверей в подъезд, к примеру, в Нижнем Новгороде, говорят, что платят за это от 40 до 100 руб. ежемесячно.
 
Кроме того, приложение частенько дает сбой и переустанавливать его можно также без счета. Даже в отношении видеосъемки собственники видят один негатив – работа камер, по их мнению, это вмешательство в частную жизнь и возможность незаконной передачи персональных данных посторонним лицам. Да и открытие двери в подъезд с телефона, не только лежа на диване в собственной квартире, но и, как заявляется, из любой точки планеты, – преимущество спорное.
 
Жизнь сейчас такая, что у многих домофоны просто-напросто всегда находятся в отключенном состоянии, их включают только когда кого-то ждут точно, в назначенные день и время. А разглядывать лицо незнакомца в мобильнике, который просит пустить его в подъезд, тем более общаться с ним, чтобы выяснить цель визита, вряд ли покажется большинству занимательным. У многих, особенно пожилых, телефоны и вовсе не приспособлены для подобных ноу-хау. Люди предпочтут пользоваться по-старинке ключами. Значит, им такие «умные» домофоны вообще «нужны» лишь для того, чтобы обогащать покупкой ключей установщиков.

Выход из ситуации, как всегда, прост в теории, но сложен на практике. Если домофонная компания установила свое оборудование против воли большинства собственников МКД или с их неведения, решением общего собрания можно эту компанию сменить на другую или вовсе отказаться от домофона, вернувшись к кодовым замкам. Жилищный кодекс говорит, что главный хозяин в доме все-таки тот, кто в нем живет.

Елена Родионова