В «ДВ» часто обращаются горожане с жалобами на временное непредоставление коммунальных услуг: у одних неожиданно холодную воду на несколько дней отключили, другие зимой неделю оставались без тепла. Мучаясь от холода и прочих неудобств, наши горожане в такие моменты согревали себя мыслями о перерасчете – снижении платы за названные блага ЖКХ. Но не тут-то было! Ни одна компания, в которую обратились земляки с заявлениями о возврате части средств за воду и тепло, которых они не досчитались, не согласилась это сделать. Вот только законно ли?

 

Вода – по счетчику


Минувшей осенью у нашего постоянного читателя пенсионера-инвалида С* с ул. Октябрьской УК «Управдом-Центр» из-за аварии в доме на целых пять дней отключила ХВС. Кроме того, в течение 18 суток жилищники не пускали отопление в одной из комнат квартиры мужчины.
 
Сделав нехитрые расчеты, С* обратился в УК с заявлением о возврате ему 400 с лишним рублей за некомфортное и даже небезопасное проживание дома по вине жилищной организации. Вскоре заявителю ответили, что перерасчет ему не положен: за воду он расплачивается по счетчику и, значит, ничего лишнего не переплатил, а перерасчет за отопление возможен только при наличии акта об отсутствии услуги, который не составлялся. Такую норму якобы содержит Постановление правительства РФ № 307.
 
Пенсионер засомневался, что ответ по поводу воды корректен. Ведь по логике УК, весь город может жить вообще без воды, просто собственники жилья потом ничего за нее не заплатят и в принципе должны быть довольны этим. Перерасчет за то, что человека без его желания лишают жизненно необходимой услуги – холодной воды – это, по мнению С*, не только честный расчет с потребителями, но еще и некий штраф за несвоевременный ремонт аварийных сетей, то есть за отсутствие должного содержания общедомового имущества. А здесь одних показаний прибора учета недостаточно.

Мы же, в свою очередь, усомнились в том, что для перерасчета в случае отсутствия отопления так уж сильно необходим акт, фиксирующий это. Как будто жилищники, отключая тепло или не исполняя заявки по пуску теплоносителя, не знают, что у отдельных горожан в определенное время не было отопления. Давайте вместе читать, что по этому поводу говорит Постановление № 307, на которое указали в «Управдом-Цент-ре». Называется оно «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В статье 8 «Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества» говорится: «Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг может быть сделано потребителем письменно или устно (по телефону) и подлежит обязательной регистрации. 

В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления услуги, он обязан немедленно сообщить о них потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг». И только если диспетчеру неизвестна причина отключения воды или тепла, он должен договориться с потребителем о встрече, на которой и будет составлен акт об отсутствии названных услуг. С* заверяет, что звонил в УК ежедневно и оставил кучу заявок об отсутствии отопления.
 
В ответ же слышал, что проблема известна, просто слесари не успевают отработать все заявки в короткие сроки. Получается, в «Управдом-Центре» не только отказывают в перерасчете за недополученное тепло дома у С* незаконно, но и вводят заявителей в заблуждение, указывая на один пункт 307-го Постановления и опуская другие.
 

И ресурсники не должны


Прочитав подписанный в октябре 2020 года самим президентом страны Закон № 351 о том, что если отопление напрямую предоставляют ресурсники, то они и должны снизить плату за неполное или некачественное предоставление услуги независимо от причины, мы решили попытать счастья и в частном порядке обратились в «Т Плюс» с такой просьбой.
 
Дело в том, что у автора этих строк осенью та же УК – «Управдом-Центр» – отключила отопление на неделю из-за прорыва трубы отопления в подвале. В РСО ответили, что в доме установлен коллективный прибор учета теплоэнергии и по итогам 2020 года будет произведена корректировка платы за отопление на основании показаний ОПУ. То есть, таким образом и будет сделан перерасчет. Только вот кто же понесет ответственность, в том числе материальную, что люди в течение длительного времени замерзали из-за нерадивости УК, которая не удосужилась проверить состояние труб накануне нового отопительного сезона? Выходит, что никто…
 
А что касается ОПУ теплоэнергии, то любые «недопоказания» Гкал на них легко компенсируются весенним перетопом, когда в 20-градусную жару на улице температуру теплоносителя в батареях нещадно увеличивают. На этот странный факт последние 2-3 года указывают многие дзержинцы. И кому в таком случае предназначен ФЗ № 351 о снижении платы за КУ в случае, когда их предоставляли с большими перебоями?

В ГБУ НО «Центр правового консультирования граждан и юрлиц» подтвердили: «При способе оплаты отопления равномерно в течение календарного года перерасчет за отдельный месяц законодательством не предусмотрен. Раз в год, после завершения отопительного сезона, производят корректировку потребления услуги по счетчику и делают перерасчет».

«Нас не проверят»?


А вот еще один отказ в перерасчете все тому же пенсионеру С*, на этот раз за услугу «обращение с ТКО» в период временного отсутствия. Дзержинец на все лето уезжает на дачу в другой регион и по своему постоянному месту жительства в течение нескольких месяцев мусор, понятное дело, не выкидывает. Каждый год по приезде он пишет заявления в «Нижэкологию-НН» с просьбой вернуть деньги за неоказанную услугу, прикладывая железнодорожные билеты. И каждый раз в ответ получает одно и то же: мол, в Нижегородской области за единицу измерения при расчете платы за вывоз мусора берутся квадратные метры, и в таком случае рассчитать сумму для возврата невозможно – порядок перерасчета не предусмотрен Постановлением № 354.

В то же время в этом году ГЖИ выиграла суды у «мусорщиков», отказывающих в возврате денег гражданам в период временного отсутствия по адресу регистрации (если жилье единственное). В связи с этим мусоровывозящие компании вернули нижегородцам более 30 тыс. рублей, пересчитав напрасно начисленную плату. Ну а С* в очередной раз дали понять, что добровольно перерасчет «Нижэкология-НН» делать не будет, хотя и обязана, исходя из практики Верховного суда РФ. 

За защитой прав одинокому пенсионеру-инвалиду можно обратиться в прокуратуру или ту же ГЖИ. Однако есть опасения, что в последней в проверке могут отказать, сославшись на защиту предпринимателей, в том числе и в сфере ЖКХ, в «коронавирусное» время. Об этом гласит принятый в апреле 2020 г. ФЗ № 438 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора)…». Нормы документа распространяются только на 2020 год, 
но уже известно, что они будут продлены и охватят весь 2021 год. 

Вся надежда только на то, что в России примут новый закон (его проект подготовило Минэкономразвития), который выводит из-под моратория на надзор многие организации, в том числе УК и ТСЖ. Так что герою этой публикации советуем обратиться в контролирующие инстанции с жалобой на отказ в перерасчете платы за вывоз мусора сразу после январских каникул.

Елена Родионова