В 1948 году, когда в городском парке осветился огнями и принял первых зрителей новенький, с иголочки драматический театр имени ХХХ-летия Ленинского Комсомола, территория нынешней Театральной площади представляла собой огромную песчаную дюну и казалась очень далекой от Города. Западным краем Города тогда были «пожарка», расположенная на месте нынешнего скверика Свадебной площади, и бревенчатые двухэтажные дома на улице Урицкого. А за ними на запад до самого горизонта тянулись безжизненные пески – что тебе Сахара. И пока по этим пескам на будущей Театральной площади разгуливали песчаные вихри, театр в парке бывал ежедневно забит до отказа зрителями и набирал славу, ушедшую далеко за пределы Города. Особенно – после спектакля «Настоящий человек».

Но Город разрастался на запад, и людей в нем становилось все больше. Маленький храм Мельпомены в парке уже перестал вмещать в себя всех театралов города, и встал вопрос о строительстве нового театрального здания.

Получилось так, что задумка о новом храме Мельпомены пришлась на годы расцвета города, а реализация идеи – на годы начинавшегося упадка и застоя. Поэтому новое здание театра строилось очень долго. Иногда казалось, что его так и не достроят. Но все же кризис был еще не так глубок, и театр, в конце концов, таки достроили. В марте 1980 года новое жилище Мельпомены приняло в свои стены дзержинскую труппу.

Новое здание театра было запроектировано Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б. С. Мезенцева. Авторами проекта являются архитекторы Г. П. Горлышков и Н. А. Шеболина. Заметный вклад в отделку театра и проект окружающего его пространства внес дзержинский архитектор С. И. Чернюк.

По архитектуре новый театр ушел далеко от псевдоклассицизма 40-50-х годов. Это был модерн с применением стекла, бетона, дерева, анодированного и кованого металла. Из вестибюля с раздевалкой в верхнее фойе ведут две мраморные лестницы. Зал значительно больше, чем в старом здании, и может принять до 800 зрителей. Сцена оборудована самой современной машинерией. Прекрасные возможности создаются осветительным и акустическим оборудованием. Сцена вращающаяся. Занавес – тяжелый, шитый серебром – очень красив и уникален. За сценой в трех этажах расположены административные и артистические помещения – не в пример старому театру по удобствам. Мастерские – столярные, бутафорские и другие – вынесены в отдельное здание.

Перед зданием театра был сооружен бассейн-фонтан, стенки которого были облицованы гиббродиабазом. Увы, фонтан так и не заработал. Это какая-то сугубо дзержинская болезнь: фонтаны в нашем городе (а их много!) почему-то не работают. Что ни фонтан, то и «не фонтан». К чему бы это? Облицовочные плитки давно обвалились, в чаше фонтана вместо воды годами копился мусор.

Площадь перед театром – Театральная – тоже пострадала от небрежения, но в целом выглядит неплохо. Она уже, вероятно, и не помнит, что когда-то (всего-то 50-55 лет тому назад) была огромной песчаной дюной среди безбрежных песков. И казалась всем нам такой далекой от Города! В прошлом году началась ее реконструкция, и надо надеяться, что она приобретет вид, достойный нашего Дзержинска.

На заре перестройки эта площадь гудела от бурных демократических митингов, иногда собирая до 10000 человек. Коммунисты предпочитали митинговать на площади Героев. Иногда время этих митингов совпадало, и тогда на Театральную площадь долетали звуки громкоговорителей с площади Героев. Романтическое было время.

В новом здании тоже состоялись знаковые спектакли, но такого триумфального успеха, как во времена «Настоящего человека», труппа уже не достигала. Между прочим, театр ближе к 90-м годам возобновил эту постановку, но ничего похожего на спектакль Лещенко почему-то не получилось. Вероятно, само время «Настоящего человека» уже ушло. Вообще, такие триумфы на одном и том же драматургическом материале повторить, видимо, невозможно.

Театр по-прежнему любим дзержинской публикой. На премьерах полный аншлаг. Словом, театр драмы (уже без имени ХХХ-летия Ленинского Комсомола) живет даже в наше нелегкое время и радует своего зрителя.

 

И. Фельдштейн