Ностальгия как коммерческий проект

Дзержинское время

В минувшую субботу Дзержинский театр кукол работал в непривычном для себя режиме. Мало того, что зрителями были уже далеко не дети, а сцену заняли вовсе не куклы, так еще и в фойе работала настоящая рюмочная с водкой по 50 копеек.

Причиной такой «переквалификации» кукольного театра стал показ первого в Дзержинске спектакля «Театра антрепризы». Автор идеи, организатор и спонсор состоявшегося действа Александр Чуркин назвал его, ни много ни мало, презентацией в нашем городе нового театра. Задумка Александра Евгеньевича, в  общем-то, проста. В Дзержинске много творческих людей, которые готовы время от времени собираться и создавать спектакли. А он планирует привлекать к постановкам нижегородских режиссеров и художников и выпускать один спектакль в два месяца. Сцену для репетиций и представлений любезно предоставляет Театр кукол. При этом театр антрепризы предполагает выездные спектакли, то есть постоянные гастроли, а значит, никак уж не станет конкурентом и тем более альтернативой репертуарному Театру драмы.

Итак, первым спектаклем нового театра стала постановка пьесы Михаила Бартенева «Куба – любовь моя». Над его созданием работал нижегородский режиссер Сергей Балыков и нижегородский же художник Владимир Дубровский. А вот в актерский состав вошли дзержинцы. Собственно, в пьесе всего два главных персонажа Калина и Кирюха. Их исполнили – Владимир Маламайкин, бывший работник драмтеатра, и актер Театра кукол Сергей Зицер.

Главная тема пьесы – ностальгия по советским временам. Чтобы усилить воздействие на зрителей и как бы постепенно окутать их атмосферой 60-х-70-х, началось действие еще в фойе. Здесь приглашенных встречали дружинники и звуки аккордеона. А еще была открыта рюмочная, где по-советски хамоватая продавщица бойко торговала бутербродами по 10 копеек, пирожными по 22 копейки. И не укорачивалась очередь за водочкой – 50 грамм за 50 копеек. Когда ж так было? Собственно, в зал проходили уже вполне развеселившиеся зрители.

Между тем, пьеса Бартенева, хотя и относится к жанру трагикомедии, все же, скорее, вызывает горькое чувство, чем светлую грусть. Действие происходит на обычной помойке, где живут два бомжа. Вся их жизнь – поиск еды, одежды и развлечений в мусорном баке. Это на первый взгляд. А на второй – оказывается, что их существование заключено в воспоминаниях о счастливых детских годах, о несбывшихся мечтах, о реалиях той, прошлой жизни в Стране советов. Они не вписались в новые времена и живут как бы на обочине новой страны, здесь же, на этой мусорной обочине и погибают.

Надо сказать, что занятые в постановке актеры искренне наслаждались своей работой и играли без халтуры. Особенно пронзительно-трогательным получился герой Сергея Зицера. И все-таки чего-то не хватило, какой-то внятности, гладкости действия. Его, действие, то и дело бросало из крайности в крайность – от затянувшегося затишья к неожиданной истерике. А главное, спектакль остался как будто незавершенным и у многих зрителей в финале сам собой напрашивался вопрос: «И что дальше?»

Отметим, что автор пьесы Михаил Бартенев известен больше как детский писатель и драматург. Однако его «Куба» предназначена не для детей, а вообще для тех, кому за 40, для тех, кто не только родился, но и вырос при социализме. Поэтому неудивительно, что попавшие в тот вечер в зал дети и молодежь откровенно скучали. Да и взрослые не стеснялись вслух комментировать действие на сцене. То ли так сильна была изначально созданная атмосфера «междусобойчика», то ли, как после спектакля пожаловались некоторые зрители, актеров на задних рядах было не очень хорошо слышно.

В целом, весь вечер, включавший спектакль и пролог, больше напоминал просто расширенную дружескую вечеринку с элементами творческих выступлений. Возможно, именно такого эффекта и добивались организаторы. Тем не менее, театр антрепризы все-таки задумывался как коммерческий проект. И, как уверяет Александр Чуркин, он может стать весьма прибыльным. По его словам, «Кубу» уже «купили» три города: Ковров, Павлово и Володарск. И все-таки, чтобы успешно продвигать подобные камерные спектакли, нужно обладать недюжинным продюсерским талантом. Получится – будем рады.

Марина Ипатова