Любовь, постмодернизм и Достоевский

Дзержинское время

Аккурат в канун премьеры учреждениям культуры дали послабление и разрешили заполнять зрительные залы не на 40, а 60 процентов. Места тут же раскупили. Зрительный зал казался полным, несмотря на обязательные свободные кресла для соблюдения безопасной дистанции. Ожидание праздника не портили ни маски, ни верхняя одежда, из-за отсутствия гардероба аккуратно сложенная на стулья прямо в театральном зале.

Зрители ждали сентиментальной комедии с современными включениями и экспериментами традиционными в последнее время для Дзержинского театра драмы. Эксперименты начались еще до начала спектакля. Дуэт разбитных гуляк (Павел Кузубов и Артем Герасимов) что-то праздновал прямо на сцене, лихо распевая довольно известную в молодежной среде песню «Окурки» группы «Радиопомехи». Нестандартный трек в нескольких исполнительских интерпретациях позднее не раз прозвучит в разных сценах спектакля. А пока «главный режиссер», он же Иван Никулин, гонит взашей нарушителей порядка, отдает последние театральные распоряжения и командует начало театральному действу. Пьеса «Ловелас» принадлежит перу известного современного театрального критика Валерия Семеновского. Внимательный зритель помнит, что несколько лет назад Дзержинский театр драмы обращался к творчеству этого талантливого и неординарного драматурга. Тогда мы наблюдали на дзержинской сцене «Жизнь артиста» – пронзительный спектакль о ценности человеческих отношений, переживаниях творческой личности, месте маленького скромного человека в огромном мятущемся мире. «Ловелас», за постановку которого взялся молодой дзержинский актер Алексей Кузнецов, тоже не чужд этих вопросов. С той только разницей, что на этот раз во главу угла поставлены два робких, но искренне любящих, нежно заботящихся друг о друге человека: Макар Девушкин (Артем Баранов) и Варенька Доброселова (Екатерина Максименко) – герои известного произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Ежедневно по мере своих сил и возможностей они стараются скрасить жизнь друг друга, сохраняя в чистоте и большой нежности свои отношения. Но так ли уж интересны все эти сентиментальные «сюсюканья» современному зрителю? Автор, а вслед за ним, и Иван Никулин, играющий то режиссера спектакля, то нахрапистого Вариного жениха, то бестолково-смешную старушку-служанку, откровенно хихикают над устаревшим слогом, обращаясь к зрителю с вопросом: «Ну кто сегодня так пишет? Была бы моя воля, запретил!». Обращения к зрителю не так уж и редки в этом спектакле. Макар Девушкин спрашивает у зала разрешения позвать к себе друзей на застолье, наглый и самоуверенный Варин жених ищет поддержки у зала в момент собственного оправдания, главные герои, отправляясь по ходу действа в свой собственный «питерский театр», усаживаются в первые зрительные ряды, наконец, спектакль может внезапно остановиться, и тогда все сидящие в зале становятся невольными соучастниками внутренней театральной кухни. Все это не просто включает зрителей в происходящее вокруг, но делает их прямыми собеседниками, соучастниками постановки, критиками давным-давно устаревших и ставших шаблонными классических постановок, норм морали и даже судьями главных героев. Постмодернисты (а спектакль заявлен именно, как постмодернистский) такое могут себе позволить – обсуждать и предавать насмешке все, что было написано до них.  Вот почему Варенька и Макар часто читают, обсуждают и примеряют на себя образы «Станционного смотрителя» Пушкина, в спектакль включены отрывки из «Женитьбы» Гоголя, постоянно встречаются отсылки к крылатым фразам прошлого и современности. Здесь много иронии, смешения жанров и временных линий. При этом артистам и режиссеру удалось удержать спектакль от фантасмагории. Повествование выстроено очень стройно, и зрители ни на минуту не упускают из виду главных героев и то, что с ними происходит. Несмотря на шутки, комические ситуации, присутствующие в спектакле, в конечном итоге на первый план выходит трагедия двух маленьких, бедных людей, затерянных в огромном, вечно сыром Петербурге. Сентиментальная и пронзительная нотка любви, едва слышная в самом начале, постепенно набирает силу и звучит в конце в полный голос: неужели, если человек беден, ему не по карману ни честь, ни любовь, ни достоинство? Самопожертвование, на которое герои готовы идти друг ради друга, трогает до глубины души. Любопытно, что мнения зрителей по окончании спектакля разделились поровну. Те, кто ждал легких «амуров» в стиле современных шоу, оказался не готов к серьезному разговору. Зато те, кто любит в театре не только яркое зрелище, но и умение артистов затронуть самые потаенные струны человеческой души, были в восторге. Тем более, что игра актеров была действительно на высоте. Многие отметили интересную игру художника с пространством, когда одна и та же ширма в течение спектакля превращалась то в две крошечные комнатки двух героев, то в гостиную, то ширму театрального балагана, то замкнутый круг, из которого не выбраться. Так стоит ли идти на «Ловеласа»? Однозначно стоит! Спектакль неоднозначный, но сильный, глубокий и интересный. Такие долго обсуждают, к ним возвращаются, о них спорят, их вспоминают. Впрочем, возможно, это всего лишь одна из субъективных точек зрения на состоявшуюся премьеру. Справедлива ли она, вы можете убедиться совсем скоро – ближайшие показы спектакля намечены на 28 февраля и 6 марта. Приходите, смотрите и обсуждайте. Постмодернисты это любят.

Евгения Макарова