Дзержинское время

  

Ситуация – под контролем

Напомним, что судьбу обеих школ совсем недавно на заседании Городской думы обсуждали депутаты. Директор департамента образования города Ольга Палеева тогда сообщила, что все процессы находятся под контролем, обе школы работают в штатном режиме, новое здание строится, готовятся документы, на основании которых весной будущего года состоится слияние двух образовательных учреждений.

Эскиз здания новой школы на ул. Буденного

В пользу того, что все идет в штатном режиме, говорит и недавно опубликованное постановление администрации о закреплении территорий за образовательными учреждениями. За обеими школами  закреплены традиционные прилегающие к ним участки: за школой №2 – четыре дома по пр. Ленина и пять домов по ул. Гагарина; за школой №35 – жилые дома по ул. Будённого,  Гайдара, Пожарского, Самохвалова, Ситнова и пер. Западному.  Жители этих домов будут иметь приоритет при зачислении в образовательные учреждения. Заявления от них начнут принимать с 1 апреля. Все остальные смогут подать документы не раньше 6 июля. В перспективе учащиеся обоих учреждений станут учениками новой школы, которая строится сейчас на ул. Буденного. Власти обещают, что переезд в новую школу может состояться  в начале 2022 года. Это значит, что родители, которые собираются сегодня подать заявления о приеме в первый класс по месту жительства, должны будут быть готовы переехать в середине следующего учебного года вместе со своей школой в район улицы Буденного. Ждать ли в связи с этим ажиотажа или, напротив, грядущие перемены заставят некоторых родителей пересмотреть приоритеты в выборе учреждений образования своих детей? Чтобы объективно ответить на данные вопросы, нужно знать всю подоплеку сложившейся ситуации.

Карст поставил крест

Думается, что дзержинцы еще помнят, как в начале ноября 2019 года прямо во время учебных занятий стены школы №35 пошли глубокими трещинами. Детей и педагогов в срочном порядке эвакуировали, занятия в образовательном учреждении приостановили. С этого момента начались мытарства школьного коллектива, в одночасье лишившегося родных стен.

Когда стало понятно, что здание требует серьезного обследования, чиновники приняли решение о переводе детей и педагогов 35-й школы в здание школы №24 на ул. Марковникова. На тот момент в школе №35 числилось около 400 учеников. К счастью, 24-я  – не самая загруженная школа в городе, поэтому переезд удалось организовать без разбивки или уплотнения классов, сокращения параллелей, потерь в расписании и в целом в образовательном процессе. Но! Детям из 35-й школы пришлось учиться во вторую смену. Путь от дома до образовательного учреждения для многих из них превысил 1,5 км. Отсутствие собственных классов пусть и не вредило учебному процессу, но уверенности в будущем не прибавляло. Родители терпели и надеялись, что результаты экспертизы будут позитивными и им удастся вернуться в родные стены, если не весной, то хотя бы в сентябре 2020 года. Как мы знаем сегодня, этим планам не суждено было сбыться.

Здание школы №35. Фото из архива

Согласно заключению ОАО «Гео Палитра», опубликованному буквально за несколько дней до начала нового учебного года, на площадке школы обнаружили глубокий сульфатный карст. Трещинно-карстовые воды под объектом, как отметили специалисты, являются агрессивными по отношению к сульфатным породам (гипсам), вследствие чего в них могут образовываться карстовые полости критических размеров. Понятно, что при таком заключении ни о каком возобновлении учебного процесса не могло быть и речи. Трудно представить себе чувства родителей, которые первую половину года жили в состоянии неизвестности, надеялись на лучшее, а в конце августа 2020 года поняли, что им придется вернуться в школу №24. Мытарства продолжились. Справедливости ради надо отметить, что тех, кто не надеялся и не верил, тоже было немало. Из 404 учащихся, числившихся в школе к началу учебного года 2019/2020, в новом году 2020/2021 верность своей 35-й сохранили только 253. Согласно официальным данным, административно – педагогический коллектив школы сократился за год с 42 человек до 30. В единственный первый класс школы №35 пришло всего 19 первоклассников. В настоящий момент вакантные места для приема (т.е. классы недоукомплектованы) присутствуют практически во всех параллелях, в двух 9-х классах учится только 35 человек (получается по 17 в каждом), 10 и 11 классы отсутствуют. Надо полагать, школе не разрешат открывать 10 и 11 классы и в будущем учебном году. А вот что будет с первыми классами – большой вопрос. Что, если родители окрестных домов в ожидании переезда в новую школу, решат массово подавать документы в 35-ю школу? Ведь после слияния со второй школой учреждение нежданно-негаданно может приобрести статус элитного. К тому же само здание новой школы обещает множество технических чудес и новинок, которыми пока не может похвастать ни одна другая школа нашего города. Согласитесь, соблазн велик. Что касается сохранения самобытности именно школы №35, то радужных прогнозов здесь не строит почти никто. Все родители, с которыми мы переговорили, уверены, что в следующем году школа потеряет не только свою самостоятельность, но и номер. Можно будет говорить о том, что история школы №35 завершится. При этом, в самой школе относительно перспектив будущего предпочитают хранить осторожное молчание. Рискнем предположить, что педагогический коллектив и сам не особенно в курсе, какие управленческие решения будут приняты относительно структуры школы и ее коллектива. Единственное, что нам удалось выяснить – вроде бы достигнута договоренность о сохранении уникальной экспозиции школьного музея, рассказывающего историю аэроклуба, воспитавшего героических летчиков Дзержинска. Ах, да. Еще достоверно известно, что судьбу растрескавшегося здания будет решать КУМИ. Дети не вернутся сюда никогда.

Чего ждать от объединения?

У второй школы своя история. Тридцать лет назад, в 1992 году, она уже пережила переезд с площади Дзержинского на ул. Гагарина. Новоселье оказалось не совсем удачным – здание было слишком тесным для одной из самых знаменитых школ города. У нее не было своего стадиона, спортзала, возникало множество других технических и коммунальных трудностей. А потому практически  каждый градоначальник, приходивший к власти, обещал решить наболевшие вопросы школы №2. В качестве бонуса за долгое ожидание родительско-педагогическому коллективу пообещали, что специально для «Средней школы № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» построят новейшее и оборудованное по самому последнему слову науки и техники, а также всех необходимых стандартов образования и безопасности, здание.

 Здание современной школы №2

По факту сейчас все так и происходит. На протяжении последнего года мы с завидной регулярностью слышим рапорты о том, как продвигается строительство новой школы на ул. Буденного. Казалось бы, коллективу второй школы нужно только радоваться в предвкушении новоселья, но многие родители совсем не разделяют радостных настроений. Причин тому несколько. Во-первых, далеко не секрет, что очень многие оказались  разочарованы выбором места строительства новой школы: в старом городе остается все меньше и меньше образовательных учреждений; чтобы остаться в родном коллективе, учащиеся должны будут добираться в не самый благополучный с транспортной точки зрения район. Здесь нельзя не сделать ремарку относительно замечания одного чиновника, который при обсуждении проекта школы заметил, что всех учеников элитной второй школы возят на машинах, а значит, проблем с транспортной доступностью не должно быть. Да, соглашаются родители школы №2, действительно, утром многих (но не всех!) детей родители подвозят до школы на личном транспорте, но обратно большая часть детей добирается самостоятельно. В итоге транспортная недоступность новой школы для многих становится камнем преткновения. И нам известно, что некоторые родители школы №2 уже приняли решение о переходе в другие образовательные учреждения в новом учебном году именно из-за удаленности и транспортной недоступности будущей школы. Неожиданностью для многих стало и внезапное решение властей объединить в одном здании две совершенно разные школы. «Я искренне сочувствую коллективу школы №35, – на условиях анонимности делится размышлениями одна из мам школы №2. – Но лично мне очень трудно представить, как, например, восьмиклассник, учившийся по обычной программе, будет чувствовать себя в классе физмата. Не получится ли так, что учителя будут нацелены на то, чтобы сгладить разницу, ведь никто не захочет скандалов и конфликтов? А если так, то мы потеряем знаменитую школу №2 с ее сильнейшими образовательными традициями. Это будет уже совсем другая школа».

Сплошные вопросы или рассосется?

Из-за отсутствия четкой и доступной  информации тревогу испытывают родители обоих образовательных учреждений. Администрация со своей стороны заняла позицию пассивного молчания: чем меньше говорят об этом, тем лучше. Складывается впечатление, что делается расчет на то, что родители «побухтят-побухтят» и все рассосется само собою. Недовольные уйдут, им на смену придут желающие учиться в новой супер-школе. Вроде бы и проблемы нет никакой. Между тем, у родителей множество вопросов: непонятно, как будут формироваться классы – сохранятся сложившиеся коллективы или их перемешают; все ли учителя найдут работу в новом учреждении; останется ли у новой школы статусный профиль и т.д., и т.п.? Отдельно стоит блок вопросов, касающихся сроков и качества строительных работ. Напомним, что для того, чтобы закрыть проблему здания 35-й школы, сроки строительства нового образовательного заведения существенно сократили. Сейчас речь идет о том, что здание будет полностью готово к концу текущего года. Грандиозный переезд, если намеченным планам будет суждено сбыться, состоится в третьей четверти следующего учебного года. И, кстати, технических вопросов по поводу переезда из школы в школу в середине учебного года у родителей тоже возникает немало. И таких перечислений может быть множество. Для того, чтобы понять, что все вопросы  не надуманны, достаточно привести один простой пример. Новое учебное заведение на ул. Буденного рассчитано на 792 учащихся. Путем несложных расчетов нетрудно понять, что мест хватит не всем. На сегодняшний день численность учащихся школы №2 составляет 647 человек, школы №35 – 253. В общей сложности это 900 человек. Каким образом планируется отсеять «лишних» 108 человек? Следующий вопрос касается судьбы обелиска славы, установленного на территории школы №2 в честь ее выпускников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. К сожалению, ни на эти, ни на другие вопросы внятных ответов нет. Вероятно, у городских властей есть общее понимание того, что город идет к открытию новой школы, а вот детали – слишком незначительный уровень. На них обращают внимание только «бузотеры», которые почему-то вечно требуют, чтобы все делалось с учетом интересов людей, а не только для соответствия проекту.

Евгения Макарова