Как было раньше


Когда в Дзержинске двумя основными операторами такси были Сатурн и Яндекс, пассажиры могли выбирать: скорость и удобство или экономию. Яндекс-приложение помогало в режиме онлайн вызвать машину и отследить свой заказ. То есть человек, желающий добраться, например, от ул. Клюквина до б. Космонавтов видел, через сколько минут подъедет машина, какая именно, сколько времени займет дорога и во сколько обойдется услуга. Если все это устраивало пассажира, он вызывал такси. Однако в час пик услуги Яндекса могли вылиться в копеечку — чем больше клиентов, тем выше поднимается цена.


Грубо говоря, сумма может вырасти в два раза буквально за несколько минут. У Сатурна в этом плане все было более стабильно: посадка 30 рублей плюс плата за километраж. Поездка по одному и тому же маршруту у этого оператора порой стоила в несколько раз дешевле, чем у конкурента. Одна беда — в непогоду, утром и вечером в будни, в праздники, когда все едут в гости или возвращаются домой, машину «36-36-36» можно было ждать очень долго, а можно было и не дождаться вовсе. У Яндекса в таких случаях транспорт находился всегда, но стоили услуги, как уже говорилось, намного дороже.


О чем мечтают таксисты


За несколько дней до реорганизации один из водителей Сатурна признался, что ждет – не дождется окончательного слияния двух такси. Молодой человек пенял на то, что когда люди ездят на такси по цене маршрутки, а то и дешевле, то ведут себя соответственно. Ведь в автобусе проезд четырех человек, например, вышел бы 100 рублей, а на такси такая компания, бывало, добиралась и за 70-80 в зависимости от расстояния. Пассажиры — далеко не все глубоко воспитанные граждане – относились к таксисту как к обслуживающему персоналу: не здоровались, могли не доплатить, нагрубить, сильно хлопали дверями, пачкали салон, да чего уж — случались даже рукопашные стычки.


«Приехал однажды на адрес. Стою жду пять минут, десять, пятнадцать, никто не выходит, звоню диспетчеру, беру другой заказа. Только отъезжаю, выходит из подъезда пьяный бугай и буквально держит машину руками, чтобы я не мог уехать. Дальше вытаскивает меня из салона, начинает разбираться, почему его персону не ждут терпеливо и с готовностью, сколько она изволит собираться. Спорить было бесполезно, причем он не только ожидание не оплатил, но и полную стоимость поездки. Когда все будет по-новому, такой вот дядя с 30-ю рублями подумает, ехать ему на такси или нет, если стоимость точно не по карману», – поделился мужчина.


Таксист был уверен, что подорожавшие перевозки избавят его не только от безденежных людей, но и подобных наглых типов.


Не все то золото…

 

А вот уже случай поездки наших знакомых горожан на такси Яндекс в новых реалиях. Вызвали вечером в выходной машину. Приложение выдало, что она приедет через 4 минуты, вышли из подъезда заранее. Такси нет и нет. Связались с водителем, он извинился, обещал приехать еще через несколько минут. Сели в машину, спросили, почему задержался. Вот его рассказ: «Яндексом правит виртуальный разум, компьютер, он распределяет машины по адресам заказов в зависимости от местонахождения и тех, и других. Иногда бывает так, что до конца маршрута предыдущих пассажиров еще десять минут, а тебе уже предлагается взять заказ и прибыть на место через пять. Конечно, тем, кто вызвал и ждет, это не нравится. Но и отказаться нельзя — автоматически снижается рейтинг водителя, и он может долго не получить новые заказы либо вообще быть дисквалифицированным на сутки или больше. Перед выходом на смену каждый таксист Яндекса должен сфотографировать себя, а также машину снаружи и изнутри. Если салон покажется недостаточно оборудованным или чистым для перевозок, можно получить отказ и остаться без работы. Из плюсов нового такси — повышенная четкость и дисциплина. В Сатурне, если люди передумали ехать, заказ так и мог висеть, и машина прибывала на место зря. Здесь же клиент, если отказывается от такси, должен сделать это через приложение, иначе заплатит за напрасные усилия таксиста. Также сейчас люди точно знают, сколько заплатят за поездку и не спорят с суммой. Раньше она для многих становилась «сюрпризом» в точке прибытия, были споры и скандалы по этому поводу».


Сатурн жил, Сатурн жив


Клиентам Сатурна уже после перевода его в Яндекс пришли смс, что пользоваться прежним такси можно почти точно так же, как раньше. Правда, стоимость посадки с 30 рублей выросла до 49-ти или на 63%. К примеру те, кто раньше из дома до вокзала мог доехать за 50 рублей, теперь должны отдать эти деньги уже при посадке, а до вокзала новый Сатурн их везет еще за 50 рублей. Услуга таким образом за один день подорожала вдвое. При этом все тот же Яндекс может доставить пассажиров и за привычную сумму, но это смотря когда ехать и как повезет.


Таксист Сатурна признался сам, что раньше довез бы клиентов от их дома до вокзала за вдвое меньшие деньги. При этом он сообщил, что зарабатывает примерно так же, как раньше — 1000 рублей за три часа (это деньги для конторы), и его зарплата вообще никак не изменилась. Контингент заказчиков, по мнению мужчины, тоже поменялся мало, теперь люди ворчат, в основном, из-за резкого увеличения цен.


Интересным в этой поездке показалось то, что добравшиеся в нужное место люди, расплачиваясь наличкой и несмотря на задранные цены, хотели оставить таксисту рублей десять чаевых, так они поступали, когда стоимость такси была меньше. Так вот таксист не только не взял этих денег, но и разрешил ту же «десятку» ему не доплачивать. «Не стоит это расстояние 100 рублей даже на такси», – резюмировал щедрый и благородный «сатурновец». Кстати, он раскрыл еще один секрет: если цена Яндекса по запрашиваемому маршруту более-менее приемлемая, нужно ехать на нем, так как в Сатурне за заказ по телефону теперь прибавляют к стоимости поездки 4% за использование «живого» диспетчерского труда.


Мы тоже провели эксперимент и вызвали «Сатурн» по-старинке по телефону. Заказ действительно принимают не роботы, а «живые» диспетчеры. Сейчас они сразу же спрашивают окончательную точку маршрута и называют полную стоимость поездки. Если кажется, что дорого, можно отказаться «на берегу». Посадка начинается с 49 рублей и выходит примерно вдвое дороже, чем еще месяц назад. Из всего этого получается, что выбор нам все-таки оставили, но не слишком большой: счастливый случай на Яндексе или подорожавший Сатурн.


Как вы поняли, эту статью мы написали по реальным историям из жизни такси и таксистов. Кстати, в конфликтах водителей и пассажиров мы чаще всего на стороне первых. Труд перевозчика нелегкий, работа с людьми — сама по себе не сахар. В конце концов таксисты, случается и такое, становятся жертвами своих пассажиров, то есть на рабочем месте они рискуют каждую минуту. Но, конечно, и они бывают неправы, поэтому предлагаем пассажирам, пострадавшим от нерадивых или невоспитанных таксистов, поделиться историями своего взаимодействия с такси, особенно в новых реалиях, когда наши люди уже не просто не ездят в булочную на такси, но и подчас не могут себе позволить действительно остро необходимые поездки на машинах с шашечками.


Елена Миронова

Фото Юлии Волковой