Призывник – не преступник, но «пальчики откатать» придется


1 апреля в нашей стране традиционно стартовал призыв в ряды Вооруженных сил. И, как это в последнее время принято, племя «молодое-допризывное» тут же пришло в движение. В сети Интернет начала активно распространяться самая разная информация: от предложений помочь «закосить», до весьма вольных трактовок правовых основ призывной кампании.

Например, недавно по городу в очередной раз распространилась информация о том, что срок службы будет продлен до двух лет. Бытует расхожее мнение и об «огромном» наряде, спущенном на Дзержинск, который может вылиться в то, что в армию «забреют» всех подряд, особо не вникая в жизненные обстоятельства и медицинские показания каждого конкретно взятого молодого человека. А в адрес нашей редакции пришло письмо с просьбой разъяснить, зачем и на основании чего у призывников в военкомате берут отпечатки пальцев и снимают копии паспортов. Призывник, назвавшийся Иваном, очевидно, оскорбленный этой процедурой, высказал предположение, что завтрашних защитников Родины автоматически приравняли к опасным преступникам.

Впрочем, слухами об увеличении срока службы в нашем городе, да и в стране, никого не удивить. Гораздо интереснее, кто и, главное, с какой целью из призыва в призыв  распространяет подобную информацию, которая пока ни разу не подтвердилась… Вопрос же о правомерности снятия отпечатков пальцев и ксерокопировании паспортов весьма неоднозначен. Казалось бы, призывник априори  не является ни преступником, ни даже подозреваемым в совершении противоправного деяния, так что санкции на его дактелоскопирование не выписана… И все-таки без него молодой человек просто не смог бы стать призывником.

Зачем такой контроль?

Военный комиссар Дзержинска и Володарского района Вадим Кортиков объяснил корреспонденту «Дзержинского времени», что необходимость процедуры «дактелоскопической регистрации» призывников введена приказом министра обороны за номером. Данный документ вступил в силу 1 января 2008 года, и тогда представители Минобороны мотивировали необходимость этой процедуры тем, что бывают случаи, когда новобранцы совершают преступления по дороге в часть и следователи не имеют возможности идентифицировать их «пальчики». Согласитесь, довод слабый. Этак, на всех граждан нашей необъятной страны не мешало бы дактил-карты завести. Действительно, ведь не только по пути в часть преступления совершаются. И не только призывниками, но и отслужившими лицами, и не побоимся сказать, убежденными уклонистами, которые уж точно в военкомате свои отпечатки не регистрировали… Бывает, и дамы «шалят», так ведь они в большинстве своем к войскам отношения вовсе не имеют. Ан нет, юношам, отправляющимся на стражу Родины, – особое внимание…

Куда разумней выглядит версия, выдвинутая руководителем Дзержинского правозащитного центра Эммой Фельдштейн. «Служба в армии – дело опасное: учения, стрельбы, использование боевой техники… Бывали случаи, когда идентифицировать останки погибшего невозможно. В подобных печальных ситуациях дактил-карта сослужит свою службу», – высказалась Эмма Захаровна. Примечательно, что в этом вопросе солидарен с правозащитницей и местный военком Вадим Кортиков.

А вот необходимость копирования паспортных данных военком объяснил весьма просто: таким образом подтверждается, что на службу призван именно тот человек, который подлежал призыву. То есть, чтоб Петр Петрович Петров не отслужил по каким бы то ни было причинам за Ивана Ивановича Иванова. Как ни парадоксально это предположение звучит, но в жизни бывает всякое, и уж какие такие причины могут побудить одного человека отдать долг Родине вместо другого – тема отдельного разговора… «Ксерокопии паспортов хранятся в личном деле призывника, которое через три года после его демобилизации будет уничтожено. Утечка информации из нашего ведомства исключена», – заверил Вадим Дмитриевич.

«Ничего сверхъестественного»

Именно такими словами охарактеризовал текущую призывную кампанию Вадим Кортиков: «До 15 июля мы должны отправить к месту службы 350 дзержинцев и 93 жителей Володарского района.  Никакой «охоты на ведьм» с «отловом» всех, кому положена отсрочка, не будет!».

Примечательно, что двое наших земляков отправятся нести службу в Президентский полк. Такой чести удостоятся этой весной двадцать человек из более чем пяти тысяч юношей, призываемых в Нижегородской области.

Новшеством весеннего призыва стала схема обучения бойцов: сначала призывник отправляется к месту службы, оттуда – в учебный центр, а после окончания учебы – опять в его часть. Напомним, раньше парни ехали в «учебку» сразу со сборного пункта. Также необычно то, что отправлять ребят в части начали уже в апреле, тогда как в прошлые весенние призывы парни ехали к месту службы не раньше мая.

По заверению Вадима Кортикова, работа призывной комиссии не ограничивается исключительно медосмотром людей призывного возраста и «отловом» уклонистов. «Призыв – комплекс разных мероприятий: пропаганда, взаимодействие с образовательными учреждениями и правоохранительными органами…» – разъяснил господин Кортиков. В частности, в настоящее время ведется работа с вузами, чтобы потенциальным призывникам разрешили сдать сессию досрочно. Также проводятся совещания с представителями местной и областной исполнительной власти.

Наиболее же зрелищным в этой череде мероприятий станет традиционный День призывника, который состоится 27 апреля на полигоне ДОСААФ. В программе праздника – встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и работниками администрации Дзержинска, песни военно-патриотической тематики, показательные выступления сотрудников силовых структур нашего города, демонстрации военно-исторических реконструкций, обед в настоящей полевой кухне и многое другое.

«Если человек напуган страшилками про жизнь в казарме и не имеет желания служить именно по этой причине, то карательными мерами вопрос не решить. Он будет упорно игнорировать повестки и проявлять чудеса изобретательности, обманывая военкомат и полицию, скрываться в других городах… Поэтому важно объяснить парням, что ничего ужасного в армии нет и бояться ее не надо. Ну а сверхзадача – сделать службу по призыву престижным и, не побоюсь этого слова, модным занятием. Тогда проблема уклонистов перестанет существовать в принципе. Насколько это возможно – пока судить рано. Но во многом именно благодаря активной пропагандистской работе нашему военкомату за полтора года удалось на тысячу человек сократить «армию» уклонистов», – рассказывает Вадим Кортиков.

Сбудутся ли эти чаяния и вырастут ли перед входом в военкоматы очереди из желающих сменить джинсовку на китель – вопрос сложный. Однако, имея перед глазами пример, скажем, Китая, подобные предположения не кажутся сказочными. Как известно, в этой стране уклоняться от призыва и тем паче покупать всевозможные справки, дающие право на отсрочку, считается делом крайне постыдным. Помнится, до недавних времен подобные настроения царили и в России. Суждено ли им возродиться под влиянием активной пропаганды, проводимой военкоматами, – покажет время…

                                                                                  Евгений Павлычев