Старое старится, молодое растет, говаривали в старину. Отмечая свое восьмидесятилетие в кругу самых близких и родных в 2001 году, Тамара Алексеевна Поминова только улыбалась на реплику знакомой шестилетней девочки о том, что ей всего двадцать – до ста! О годах не думала. Зачем? Сколько дала судьба, столько и живи! И вот уже девяносто на кону. В добрый советский праздник – в день Первомая ей будет ровно столько. Фактически целый век человеческой жизни!
Родилась Тамара Чернакова после гражданской войны в далекой Сибири, в Томске, в семье высокого и стройного красавца с большими буденновскими усами, счетовода по трудовой книжке и его супруги – домохозяйки, невысокой пышнотелой женщины с гладко зачесанными назад тугими косами, смеющимися глазами и искрящейся улыбкой. В семье было десять детей. Младше Томы была только Капитолина, Капочка, как ее звали родители.
Более холодных и несытых лет не было в жизни нашей героини. Именно тогда, мечтая о корке хлеба и куске сахара, Тамара научилась радоваться самому малому, что было доступно. Так что сейчас тарелка вареного картофеля с молоком и доброе слово близкого человека – для нее самая большая радость, которая, заметим, не имеет большого материального эквивалента.
Училась жить истово. В школе – лучшая ученица. В вузе – лучшая студентка. Вспоминает, как от переживаний, сдавая экзамен по самому сложному предмету – анатомии, на время потеряла зрение – так волновалась. А наука легко не давалась. В суровые сибирские зимы приходилось носить одни валенки с двумя сестрами поочередно. Красила синькой разношенные парусиновые туфельки летом, собираясь на танцы. Но танцевала! И нравилась сокурсникам за сияющую белозубую улыбку и умение быть веселой, своей, близкой по духу…
А после окончания медицинского вуза, а точнее двух, – мединститута и зубоврачебного института, Тома Чернакова ушла в лекари. И свыше сорока лет жизни врачевала. Чего только не довелось познать в медицине и применить на практике! Работала по распределению в селе Кривошеино, что в нескольких часах езды от Томска. Молодой доктор принимала роды и делала гинекологические операции в сельской больнице, вела прием терапевта, была сведущей во всем за неимением большого штата медперсонала. Вернувшись 13 лет спустя в родной Томск, врачевала детишек в городских школах и лечила их родителей в поликлиниках – денег не хватало, чтобы содержать большой дом и растить без мужа двоих дочерей.
А муж, Валерий Федорович Поминов, талантливый журналист, имя которого знали не только в сельской местности, но и в Томске и даже в центральных изданиях, в столичной Москве, внезапно ушел из жизни еще молодым в одном из подмосковных санаториев, куда поехал поддержать подточенный туберкулезом организм. Хоронила его, увы, не сама вдова, а ее сестра Капитолина, получившая телеграмму о смерти зятя тогда, когда его ничего не подозревавшая супруга возвращалась на поезде из Москвы в Томск после разлуки с любимым мужем…
Переехав из Томска в Дзержинск в 70-е годы прошлого века по приглашению городского отдела здравоохранения вслед за младшей сестрой Капитолиной Алексеевной, в дни, когда найти врача было тяжелее, чем иголку в стоге сена, Тамара Алексеевна начала работу в одной из поликлиник, где и осталась на долгие годы. В считаные месяцы получила от города стандартную, но очень необходимую трехкомнатную квартиру для своей семьи из пяти человек. Позже перешла в медсанчасть завода им. Свердлова, где в иные дни приходилось принимать по сорок пациентов. И принимала! А еще проверяла здоровье допризывников в военном комиссариате. Вела оздоровительную профилактическую работу среди населения. И коллеги, и руководство всегда отмечали ее труд благодарностями, денежными премиями, теплотой и симпатией, понимая, что ее глубокие и разносторонние знания, человечность и высокая степень ответственности не могут не быть необходимыми в слаженной работе производственного коллектива.
И теперь Тамара Алексеевна, уже оставив медицину, продолжает давать тепло, заботу и любовь каждому, кто попадает в поле ее притяжения. В ее ближнем кругу – бывшие пациенты, полюбившие милого доктора за самоотверженность и чистоту души, родные, друзья детей и дети друзей. И в свои почтенные лета ее сил хватает на всякого страждущего, заболевшего, разуверившегося в жизни – того, кто придет в гости и сообщит о своей печали. Выслушает, скажет пару фраз, в которых звучит уверенность во внутренней силе собеседника, ободрит. И словно путы разрежет тому, кто почувствовал минутную слабость…
А что ж сама? Каковы ее собственные радости и печали? Сама родила четырех детей, потеряв в раннем детстве двоих – первых. Сама схоронила мать и отца – уже после смерти сестер. Вышла замуж почти в 40 лет во второй раз и, после 35 лет семейной жизни со вторым мужем – весельчаком и трудягой, мастером на все руки Пантелеем Федоровичем Нагаенко, овдовела во второй раз, когда было за 70… Вырастила, отдавая все до капельки из того, что имела, двух дочек – Веру и Лидию. Первую из них Дзержинск знает как успешного и яркого специалиста по этикету. Вторую знает вся Россия как талантливого профессора-фамилиста, темой социологических исследований которого выступает семья и пути ее развития в современном обществе.
И внученьки доктора Поминовой уже совсем взрослые. Старшенькая, Майя, преподаватель, уверенно и красиво выстраивает семейную и профессиональную жизнь в одном из штатов Северной Америки, пестует собственную дочку. Младшенькая, Инна, стала кандидатом философских наук, преподает английский и французский языки в одном из коммерческих вузов Казани, тоже служа, как и любимая бабушка, супругу и дочке.
Тамара Поминова – истинно русская женщина, которая никогда не стояла перед проблемой для кого жить. У русских пословица такая есть: «Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить». Вот она подтверждала и подтверждает правило: не сделаешь добра – не найдешь покоя. И всегда, в любой ситуации бодрая и оптимистичная, она не спешит покинуть этот мир. Объездив в молодые годы половину Советского Союза, побывав и за рубежом, в дружественной Болгарии, Тамара Алексеевна знает: Россия – Родина для каждого, кто в ней родился и вырос. А Дзержинск стал ее пристанищем на долгие 43 года. Значит, и в новый Первомай, когда любимая мама, сестра, тетя, бабушка и прабабушка Тома, а также и доктор Поминова (в не таком уж далеком прошлом) проснется утром рано, городские цветы шелохнутся в ее сторону как напоминание о ее личном празднике, совпадающем с праздником всей страны. С юбилеем Вас, милый Доктор!
Лидия Карцева