Местные соцсети заполонила реклама «Автошколы в Дзержинске», которая предлагает онлайн обучение на права категории В и А. Руководители дзержинских автошкол сильно обеспокоены не столько появлением конкурента, который перетянет к себе часть потенциальных клиентов, сколько судьбой самих желающих научиться водить автомобиль и получить права. В местном профессиональном сообществе утверждают, что так водителей не готовят, а методы варягов называют завуалированным мошенничеством.
Мы изучили сайт объявившейся автошколы. И многое там нам тоже показалось странным. Автошкола, как следует из информации на ее сайте, готовит водителей во многих регионах и городах России. И всюду, если вбить в соответствующий раздел тот или иной город, компания указывает места обучения. Непосредственно в Дзержинске, как указано на сайте, у автошколы 14 филиалов. В соответствующем разделе опубликованы их адреса. Но удивительно то, что указанные адреса первоначально полностью совпадали с адресами действующих дзержинских автошкол. Например, на улице Клюквина, 11А расположен офис «Автолиста», на улице Маяковского, 3 и на проспекте Ленина, 49 – «Авто Стиля». Руководители этих автошкол сообщили нам, что ничего общего с неким «Светофором», который и распространяет рекламу, они не имеют. Однако уже на следующий день, 23 июня, адреса филиалов «Светофора» резко сменились. Вместо Клюквина, 11А теперь значится Клюквина, 10, вместо Маяковского, 3 — Маяковского, 4, вместо проспекта Ленина, 49 — проспект Ленина, 47. Информация о филиалах, как и о стоимости обучения, кстати, меняется здесь чуть ли ежедневно. Например, в рекламе в соцсетях цена за обучение на категорию «В» называлась от 26 тысяч, на сайте указано 28 тысяч, а оператор «Светофора» в телефонном разговоре с нами назвала совершенно другую цифру — 27 тысяч рублей. По телефону, который указан на сайте, дозвониться невозможно. На том конце провода постоянно играет музыка, а потом звонок просто обрывается. Нам, правда, потом перезвонили с номера 8-800… В общении с оператором мы поняли, что полноценного обучения на права в классическом понимании от «Светофора» не получишь. Компания предлагает лишь теоретические занятия по ПДД в онлайн-формате. Стоит это 4500 рублей. Согласно инструкции на сайте, нужно перевести эту сумму, а потом прослушать лекции. А дальше, как мы поняли из общения с оператором, компания передает курсантов своим партнерам в том или ином городе. Это, в свою очередь, автошколы, которые и должны будут обучить навыкам практического вождения. Оператор конкретизировала нам, что эти партнеры — действующие автошколы. В телефонном разговоре мы уточнили, почему по многим, указанным на сайте адресам, автошкол в Дзержинске нет. Собеседница на это сообщила дословно следующее: «На сайте сейчас информацию правят, более точная информация будет к концу недели, был сбой в программе». На просьбу назвать всех партнеров в Дзержинске, девушка сообщила, что они есть, но называть их не стала, сославшись на то, что эта «информация находится у директора». Кроме всего прочего представитель автошколы сообщила нам, что курсанты по завершению обучения на права, которое, как и положено, длится три месяца, получат свидетельство об окончании автошколы, экзаменационную карточку и карточку так называемого наката. Сдавать экзамены в ГИБДД курсанты будут в сопровождение автошколы-партнера. Собеседницу не смутило наше замечание о том, что их автошколы из Санкт-Петербурга нет в перечне автошкол, выпускники которых допускаются до сдачи теоретических и практических экзаменов в РЭО ГИБДД управления МВД России по Дзержинску. Мы также поинтересовались у собеседницы, в каких еще регионах и городах страны их компания дистанционно готовит будущих водителей. Нам ответили, что с партнерами они работают исключительно в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Между тем, согласно информации на сайте, у автошколы куда более обширная география деятельности. Помимо нижегородского региона там указаны Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Вологда и Вологодская область, Курск и Курская область, Краснодарский край, Воронежская, Липецкая, Калужская, Белгородская, Ивановская, Кировская области, республики Чувашия, Татарстан и Крым. Поскольку на сайте был указан адрес дзержинской автошколы «Автолист Плюс» (улица Петрищева, 35) с вопросами по теме мы обратились к ее директору Максиму Истомину. – По большому счету – это обман, – считает Максим Владимирович. – Важный вопрос, кто будет выдавать свидетельство о подготовке водителя. Господа из Санкт-Петербурга или автошколы на местах, ответственные за вождение? На сайте «Светофора» указано, что они самостоятельно будут направлять и сопровождать учеников на экзамен в ГИБДД. Это ложь чистой воды, потому что такой автошколы официально на территории города Дзержинска не зарегистрировано, она не имеет аккредитации в дзержинском отделе ГИБДД. На каких автомобилях они собираются сдавать экзамены в ГИБДД, если у них отсутствует материально-техническая база в нашем городе, а, соответственно, нет учебных автомобилей, принадлежащих этой автошколе? Госавтоинспекция даже не зарегистрирует группу от автошколы, не имеющей аккредитации. Если кандидат в водители самостоятельно заявится в ГИБДД со свидетельством автошколы «Светофор», утверждая, что занятия по вождению он получил не на территории Дзержинска, а в Санкт-Петербурге, то он станет осознанным участником криминальной схемы со всеми вытекающими для него последствиями. – Так они выучат дзержинцев теории, а вождение, по их замыслу, ляжет на дзержинские автошколы. Они же, надо полагать, и доведут курсантов до ГИБДД. – Если они нам попытаются передать таких учеников, мы их не возьмем. Зачем нам ученики, про которых мы не знаем, насколько хорошо они подготовлены по теоретической части? Как мы сможем доверить им свои машины, выпустить на автодром, а тем более в город? Ровно по этим же соображениям мы не станем выдавать таким курсантам собственных свидетельств. Как минимум мы должны принять у них экзамен на знание ПДД. – Так может быть передачу учеников, прошедших онлайн-обучение, как-то можно будет отрегулировать в рамках партнерских договоров? – Нет такого механизма! Потому что невозможно дробить обучение в автошколе. Это тоже самое, как, например, поступить в один институт, а какие-то предметы изучать и сдавать экзамены по ним в другом. Обучение на право управления транспортным средством должно проводить одно учреждение в комплексе, а не несколько разных, расположенных в разных городах. К слову, раньше у нас была собственная автошкола в Нижнем Новгороде. Однажды у нас возникли проблемы с тем, чтобы обеспечить вождение на автодроме для нижегородцев. Мы не смогли организовать вождение для курсантов областного центра в Дзержинске, где у нас был собственный автодром. Это запрещает лицензия, выданная автошколе. Такое недопустимо. Да чтобы новый класс на соседней улице открыть, придется массу всяческих документов собрать. Как минимум два месяца потратишь на то, чтобы дополнительный пункт вписать в лицензию о новом филиале в своем же городе. – А если у «Светофора» все же получится как-то раздробить обучение, а курсанты получат местные свидетельства и благополучно сдадут экзамены в ГИБДД, вы сильно удивитесь? – Водительские удостоверения, полученные через различные ухищрения, могут быть отозваны в любой момент. Госавтоинспекция уже наработала такую практику. Когда силовики вскрывают криминальные схемы, водители на раз лишаются права управления. Нельзя сказать, что эту школу продвигает чистой воды криминал. Но то, что это яркий пример так называемой серой школы — вне всякого сомнения. В профессиональном сообществе существует условная градация учебных заведений на “белые”, “серые” и “черные”. Первые полностью работают в правовом поле и абсолютно легальны, а последние внаглую обходят законы, выкачивая из населения деньги. “Серые” школы — нечто среднее. Они прикрываются лицензиями, заявляют, что готовят водителей по утвержденной государством программе, а на практике отступают от нее. В серых автошколах всегда присутствует какой-то подвох, полуправда. И в этом отношение «Светофор», который обещает подготовку водителей по категориям А и В, а на самом деле предоставляет только теоретическую часть через онлайн-обучение, а практику через каких-то непонятных партнеров, и есть классические пример “серой” автошколы. Когда такие схемы раскрывается, удостоверения, выданные “серыми” автошколами, аннулируются. Страдают прежде всего клиенты таких заведений, которые рискуют остаться у разбитого корыта — заплатить полную стоимость обучения и лишиться в конечном итоге водительского удостоверения. Уверен, что ни одна автошкола в Дзержинске не станет подписывать никакие партнерские соглашения с этой компанией. Мы в таких услугах не нуждаемся. Теорию мы и в своих школах дадим в полном объеме. – А если питерцы направят своих курсантов на вождение, не в лицензированные автошколы, а к частным инструкторам? – И это тоже незаконно, даже если они найдут инструктора с оборудованным для учебной езды автомобилем. На каком основании этот инструктор будет катать курсантов питерской автошколы в Дзержинске? В лицензии каждой автошколы есть такой пункт, как «места обучения». У образовательного учреждения из Северной столицы по определению не может быть таких мест за тысячу с лишним километров от собственного расположения. Иными словами, лицензия на образовательную деятельность имеет территориальную привязку. И если у автошколы нет базы в Дзержинске, то нет и местной лицензии, и осуществлять образовательную деятельность в городе они не имеют законного права. Мало того, накатывая часы в Дзержинске, а затем выдавая выпускникам свидетельства своей автошколы, питерцы нарушают лицензионные требования, рискуя лишиться полученного некогда разрешения на образовательную деятельность. – Короче говоря, автошкола с лицензий, выданной комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга, по полному циклу подготовки водителей нигде, кроме Северной столицы работать не может? Но все-таки чтобы окончательно расставить точки над i с четырнадцатью филиалами в Дзержинске, можете ли с уверенностью сказать, что ни одна местная автошкола не пошла на сотрудничество? – По моей информации, в Дзержинске нет ни одной автошколы, которая бы ввязалась в такую авантюру. Руководители местных учреждений, с которыми я общался, в шоке от новых поверхностных методов подготовки водителей, которые пытается внедрить компания из Санкт-Петербурга. Ни один адекватный руководитель автошколы, которые годами нарабатывают положительную репутацию, ни за что не согласятся участвовать в этой полукриминальной схеме.Вадим Щуренков
скриншоты с сайта «светофор.рф»,
autolistdzr, архив «ДВ»