Жалуются чаще
Тон совещанию задал Евгений Люлин. Он начал с того, что озвучил статистику, по которой в этом году число жалоб на работу управляющих компаний в Дзержинске возросло на 15-20%. Жители МКД вынуждены обращаться к высокопоставленным чиновникам, потому что не могут получить помощь в решении даже самых банальных проблем на месте. Жалобы связаны с отсутствием элементарных услуг по содержанию домов: грязными, неотремонтированными подъездами, неухоженной придомовой территорией. При этом добиться выполнения этих работ от самих УК у многих не получается, на них просто не обращают внимания. А гражданам хочется получать качественные услуги, и те, кто их видит, благодарны в том числе УК за содействие. Например, в двух дворах, где в этом году прошло комплексное благоустройство на бюджетные деньги и средства жителей, дзержинцы управляющие компании хвалят. Почему так получается не везде? Что мешает работе УК? Может быть необходимо поспособствовать скорейшему решению вопросов на уровне города, области или государства?
«По нашим данным в 2021 году по сравнению с 2020 годом действительно есть рост жалоб горожан на уровне 10-15%. Такое увеличение, в основном, связано с благоустройством дворов. Все видят хорошие примеры и тоже хотят выполнения подобных работ. Но выполнить такие пожелания все и сразу не получается по разным объективным причинам», – ответил директор УК «Управдом-Центр» Александр Борисов.
Представитель другой крупнейшей городской УК — ООО «ДУК» Олег Богданов обозначил основные трудности своей компании. С его слов, таких проблем две: большое количество желающих благоустроить свой двор и не меньшее число просящих утеплить фасады домов. Также было заявлено о том, что кучи опилок после кронирования и спила аварийной растительности УК приходится сдавать на мусороперерабатывающий полигон, в то время как отходы, не представляющие опасности экологии, можно было утилизировать как-то иначе — проще и полезнее.
Не могут дозвониться
Когда слово взял Иван Носков, выяснилось, что у него есть и другая информация о претензиях горожан к управляющим компаниям. В администрацию города дзержинцы часто жалуются, что банально не могут дозвониться жилищникам, чтобы заявить о своих проблемах. Такие жалобы в том числе поступают лично градоначальнику. Иван Николаевич, перезвонив по указанным номерам, убедился сам, что это правда — на звонки никто не отвечает. Он призвал конторы, оказывающие жилищные услуги, быть доступнее и позаботиться о корректности контактов для обратной связи, убрать в подъездах недействительные номера телефонов колл-центров и аварийных служб.
«Давайте обсудим создание единого городского аварийно-диспетчерского центра для приема заявок от граждан, сделаем его доступным для всех», – призвал Иван Николаевич. Коллеги поддержали главу города: лучше всего сделать так, чтобы на номера такого центра можно было даже отправлять смс или создать чат в соцсетях, где к короткому описанию проблемы в конкретном доме жильцы сразу могли бы приложить иллюстрирующие ее фотографии.
Олег Богданов вполне резонно констатировал, что у УК и сейчас довольно развитая сеть приема заявок. Их можно оставить по телефону (по нашему опыту дозвониться до УК все-таки вполне реально), на сайтах компаний, в соцсетях или подать заявку лично в абонентском отделе, а также в МФЦ.
Не обсудили участники совещания только то, что на принятые заявки УК зачастую реагируют шаблонно: назначают даты исполнения и не исполняют, просят даже для простейших работ, прописанных за жилищниками во всех законах как обязательных, отдельно собирать подписи или говорят просто, что «на доме нет средств» на это.
А дальше на совещании Иван Носков, как будто и не было здесь речи Олега Богданова о большом кронировании, заявил, что город будет жестко требовать от УК вырубки разросшихся кустарников и деревьев, так как жалобы горожан нередко связаны с затемнением квартир из-за запущенной растительности. Да и асоциальные элементы в стихийных дебрях частенько любят распивать спиртное, дебоширить и мусорить.
Впереди планеты
Представители местных управляющих компаний обозначили еще одну большую проблему ЖКХ города – не всегда качественные услуги по поставке ХВС, ГВС, а также теплоэнергии до ввода в дома. Решение этих вопросов — не только в компетенции УК. Порой в доме все трубы заменены и готовы к приему ресурсов необходимого объема и качества, но подводят давно не ремонтированные квартальные сети. Концессия у ресурсников — прекрасный выход из положения, но работы идут постепенно, а люди в это время жалуются не в РСО, а именно в УК. Тем не менее, совместными усилиями с коммунальщиками и городом такие проблемы удается решать.
Не снимая ответственности с коммунальщиков за горячую и холодную воду, отметим, что в нашем городе всегда почему-то очень проблемно проходит пуск тепла, а прошлой морозной зимой отключения теплоносителя преследовали многие дома на протяжение всего отопительного сезона. Конечно, здесь в том числе виноваты и тепловики, вынужденные устранять аварии из-за аномально низких температур чуть ли не ежемесячно. Но когда все сделано, и в дома возвращен теплоноситель нормативной температуры, многие квартиры еще долго ждут так называемого выхаживания стояков, за которые ответственны жилищники.
Именно в этот период в УК сложнее всего дозвониться, а в ответ можно услышать, что не хватает слесарей и ваш адрес поставлен в такую-то очередь. В домах при этом не функционирует «обратка», рвутся подвальные трубы после якобы недавно проведенного их испытания. И в этом уже точно виноваты только сами «управлялки». Что говорить, когда УК не «успели» за лето поверить общедомовые счетчики теплоэнергии, и это теперь может аукнуться многим дзержинцам нормативом при оплате отопления и сразу заметно повысить стоимость и без того дорогой услуги. При этом Олег Богданов на совещании отметил, что на профильном форуме в Санкт-Петербурге нижегородских, а в их числе – дзержинских жилищников отметили как передовиков: «Мы впереди планеты всей — делаем то, что только начинают другие».
Газ, мусор и холодные стены
Вернемся к тому, что одной из проблем жителей, жалующихся в ДУК, является холод в квартирах, из-за чего собственники в огромном количестве обращаются в УК с просьбой утеплить наружные стены. Олег Богданов подчеркнул, что раньше такого не было и, возможно, в сегодняшней ситуации виноваты взрыв на «Кристалле», который способствовал подвижности зданий.
В диалог по этому поводу вступил руководитель дзержинской ГЖИ Алексей Заика. Он напомнил, что еще совсем недавно нормативы температуры в жилых помещениях составляли 22 градуса в угловых квартирах и 20 – во всех остальных. После этого показатели снизили, сделав нормы 20 и 18 градусов соответственно.
«Когда в квартире восемнадцать градусов, а на улице минус тридцать, и наружная стена ледяная, промерзшая, мы все прекрасно понимаем, что это холодно. Но по закону здесь ничего поделать нельзя», – привел пример Алексей Иванович.
Евгений Люлин на это предложил составить обращение в соответствующие законодательные инстанции о возврате прежних норм температуры в жилом помещении.
Только что это даст? ГЖИ сможет выдать УК предписание об утеплении холодного жилья? А как его утеплить? Хорошо, если можно увеличить диаметр сужающего устройства на вводе теплоносителя в дом, а если не в «шайбе» дело? Вероятно, если бы все заявки на утепление стен в ДУК могли выполнить легко, господин Богданов и не завел бы речь об этой ситуации.
Поговорили на встрече, посвященной проблемам городского ЖКХ, и о состоянии контейнерных площадок. Представитель мусоровывозящей компании сообщил, что таких объектов в городе свыше 1,5 тысяч, а самих контейнеров — больше 3,5 тысяч. Их обслуживают 13 единиц техники. Ежегодно компания отрабатывает порядка 500 обращений абонентов, при этом более 60% из них связаны с начислением платы и только около 30% – с оказанием самой услуги по вывозу мусора.
Большая беда «Нижэкологии» – работа с недобросовестными юрлицами. Многие из них не имеют даже договоров с ООО. Они же показывают мизерный объем отходов, платят символически, а весь реальный мусор отвозят в неизвестном направлении или на дворовые контейнерные площадки. Не секрет, что те часто завалены не бытовым, а именно строительным мусором, либо другими отходами крупных магазинов.
По нормативам КГО следует вывозить один раз в 10 дней, так как, например, выброшенный шкаф не пахнет и не разлагается, но вот строительный мусор и другие отходы все тех же магазинов делают объекты складирования мусора неопрятными даже при ежедневном опустошении контейнеров. Судебные разбирательства по фактам незаконного сброса отходов, инициированные региональным оператором, идут, но не всегда заканчиваются в пользу истца, ведь именно ему необходимо доказать, кто точно отгрузил КГО, или что тот или иной магазин накапливает отходов больше, чем предъявляет для расчета платы за услугу.
Одна из самых грязных точек в городе — контейнерная площадка по адресу: ул. Терешковой, 62. Посторонний мусор здесь складируется регулярно и стихийная свалка заполоняет пространство далеко за пределами самой контейнерной площадки. Иван Носков предложил установить видеокамеры, чтобы найти и наказать виновных.
Алексей Заика также высказался, что при сборе мусора можно пользоваться в том числе Постановлением №354, где КГО и ТКО, по сути, тождественны и должны быть одинаково вывезены не реже одного раза в три дня зимой и ежедневно — летом. При такой частоте площадки могли бы быть куда более аккуратными, чем при ориентировании на более редкий вывоз мусора.
Спросил Евгений Люлин и газовиков, почему подчас те в высотных домах отключают подачу ресурса по целым стоякам и не подключают добросовестных плательщиков к газу потом месяцами.
Начальник абонентской службы «Нижегородэнергогазрасчета» Евгения Горская пояснила, что газ может быть отключен в трех случаях: при отсутствии договора, долге за ресурс или несанкционированном подключении газа. Заявок на отключении в службе много, но только в случае незаконного подключения газовики вынуждены не считаться с интересами добросовестных плательщиков и могут оставить без голубого топлива в том числе и их жилье. При долгах и без договора отключают от газа исключительно квартиры отдельных абонентов. Там, где без газа отставлены сразу несколько семей, причины на то объективные — на кону безопасность всего дома.
На подобный случай жалуются сейчас дзержинцы из дома №74 по ул. Чапаева. Газовики уверяют, что причина массового отключения — несанкционированное пользование газом асоциального гражданина. Попасть к нему в жилье не представляется возможным даже по решению суда, а потому локальное отключение от газа здесь исключено, но и оставить ресурс в сомнительном жилье ресурсники не имеют права.
Евгений Люлин считает, что в таких ситуациях необходимы более гибкие механизмы для решения вопросов. Те, кто платит за газ, оставаться без услуги не должны, тем более на столь длительный срок.
От себя добавим, что все случаи отключения газа одновременно на пяти или девяти этажах (в зависимости от высотности дома), что ранее описывались в «ДВ» (ул. Октябрьская, 58А, ул. Молодежная, 10А), так или иначе были связаны именно с выбиванием долгов с неплательщиков, порой надуманных, но подавалась ситуация под все тем же благим соусом — спасение десятков людей от незаконного подключения газа сомнительных хозяев отдельных квартир. Только сможет ли, например, сильно пьющий человек найти оборудование и материалы, чтобы самостоятельно приварить отсутствующий участок газопровода в подъезде, убрать все заглушки и запустить к себе газ?..
Кто подделал подписи?
Честно говоря, когда до конца важного городского совещания оставалось всего несколько минут, мы решили, что до самой большой проблемы, связанной с УК, дело уже не дойдет. Но тут Евгений Люлин отметил, что к нему поступают массовые обращения дзержинцев, связанные с подделкой подписей сотрудниками ДУК и «Управдом-Центра» за повышение тарифов на содержание жилья. «Кто-то может прокомментировать эту тему? Или это все наветы? А ведь дело серьезное, может быть связано с уголовной ответственностью», – заявил главный спикер «круглого стола».
В зале повисла пауза, которую прервал Олег Богданов: «В ДУК по одному адресу выявилась подделка подписей. Там реально проводилось собрание. Инициативная группа жителей привлекла агитатора, и сработал человеческий фактор. Когда инициатор проверила подписи, выяснилось, что они поддельные. Сейчас этот сотрудник уволен, а все документы по собранию аннулированы, то есть они никуда не пошли. В настоящее время я лично участвую в собраниях с жителями по обсуждению адресной производственной программы на три года, где предупреждаю, что таких случаев больше быть не должно».
Ни Олег Богданов, ни Александр Борисов не сказали на совещании, что почти на всем их жилфонде, а это 700 домов в совокупности, жители «проголосовали» за желание платить УК больше, чем сейчас, и повышать эту плату ежегодно.
Олег Богданов позже подчеркнул, что, мол, пока инициатор собрания из числа собственников не проверит все документы и подписи, бумаги не сдаются ни в УК, ни в ГЖИ. На самом деле эти самые «инициаторы» по многим адресам утверждают, что они не имеют отношения к подобным голосованиям и ни то что подписи соседей не проверяли, а и свою нигде не ставили, однако в документах значатся зачинщиками общих решений в домах. При этом подписи, со слов дзержинцев, собирают именно сотрудники УК и делают это путем обмана, прося расписаться наоборот за неповышение тарифа.
Помощники Евгения Люлина публично назвали еще один адрес, где люди сообщили о подделке подписей — это Гастелло, 13. Нам удалось связаться с инициативной группой жильцов этого дома, которые сейчас готовы открыто рассказать о массовой фальсификации подписей по своему адресу.
«В протоколе общего собрания зафиксировано, что за повышение тарифа проголосовало 51% жителей. Мы прошли по дому и выяснили, что половина этих подписей подделана, а другая половина людей расписалась совсем за иные вопросы, нежели указаны в повестке. У нас только одна квартира всегда и во всем поддерживает УК. Скорее всего, ее собственники и проголосовали «за» на самом деле, но это мнение не может заменить мнения большинства», – рассказал Валерий Б* с Гастелло, 13.
Позже Евгений Люлин высказался о подделке подписей за повышение тарифов УК в Дзержинске еще более категорично: «Представители УК на совещании уверяют, что подделка подписей выявлена только в одном доме и там вопрос улажен. Но мне продолжают писать дзержинцы, называя и другие адреса, где выявляются фальшивые документы с якобы проведенных общих собраний. Еще раз хочу напомнить, что заниматься фальсификацией подписей собственников недопустимо и может повлечь за собой в том числе уголовную ответственность».
Елена Родионова
Фото из архива “ДВ”