Мы живем в замечательном государстве! Почти каждый день слышим, как разнообразные деятели призывают супружеские пары рожать и рожать. При этом много обещают: пособия, льготы, доступное жилье… И самое замечательное, иногда помогают! Настолько активно стимулируют мам, что у них открываются такие дарования и таланты, о которых доселе они и не подозревали. Ребенок – это невероятная радость и счастье, а еще это одна большая проблема с памперсами, одежкой, обувкой, качественным питанием и медицинским обслуживанием. Хорошо, если мама до беременности работала, еще лучше, если зарплата была приличная, тогда можно рассчитывать на адекватные «декретные». Но многие девушки становятся мамами, учась в институте или сразу после его окончания. Тут на помощь и приходит государство со своими обещаниями. Трое детей и море фантиков Вот, например, знакомьтесь. Юля Маркова – молодая мама. Имеет в арсенале образование модельера-конструктора, троих детей от 2 до 8 лет, а также безграничную поддержку и помощь мужа. Занимается вязанием, квиллингом (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции), аппликацией, флористикой, выполняет различные работы с бисером. Самое же необычное в наборе ее умений – конфетная флористика (создание сладких букетов, фигурок, композиций). По словам Юли, творчеством она занималась всегда, но активизировать все свои многочисленные таланты пришлось именно после рождения детей. Так что ее бурная творческая деятельность ведет свое начало со времен второй беременности, то есть ей уже 4 года. Тогда Юля окончила курсы флористики и начала ваять бессонными ночами. Старший ребенок Юли – мальчик, а вот второй родилась девочка, значит, на «дамскую» одежду приходится тратиться дополнительно и изыскивать средства. А их всегда не хватает, вот и пришлось Юле вспомнить все свои многочисленные хобби, чтобы хоть как-то помочь мужу, сидя в декрете. Нашлось и рабочее время (с 22 до 3 часов) и место для работы (по всей квартире, где окажется свободный, никем не занятый уголок). С распространением работ помогают друзья. Но и слухи о ее умениях множатся и растут, так что сейчас у Юли есть свои визитки, а дома хранятся каталоги, после просмотра которых можно сделать ей заказ на ту или иную работу. Сейчас в арсенале мамы-рукодельницы их уже более 60-ти. Самыми любопытными экземплярами она считает конфетных зайчиков, кукол, ежиков и тортики. Интересно, что заказывают подобное чаще не для детей, а для взрослых. Если же счастливым обладателям конфетной куклы или зайчика становится малыш, то даже у него не хватает смелости распотрошить такую красоту, чтобы добраться до содержимого оберток. Юлины же детишки понимают, что мама не развлекается, а занята делом, зарабатывает деньги, пусть и незначительные, но такие нужные большой семье. Если мама работает днем, то брат и две сестрички стараются играть тихо и не шуметь, не лезть под руку, не хватать материалы, хотя младшей, а ей 2 года, особенно сильно хочется пощупать заманчиво-яркие ленты, цветочные лепестки, крупинки бисера и кусочки фатина. Юля все время пробует сотворить что-то новенькое, а в итоге ее работы эксклюзивны, не повторяются. Один экземпляр может быть сделан за 3 часа, а может понадобиться и несколько дней (детишек-то все-таки трое!). Деньги здесь тоже имеют немалое значение: материал стоит недешево и не все нужное есть в Дзержинске, приходится ехать в Нижний Новгород, а это уже не только деньги, но и время, которого у многодетной мамы и так слишком мало. Еще, по мнению Юли, проблема состоит в том, что в Дзержинске не научились ценить ручной труд. Однако Юля ни на секунду не унывает. В будущем она планирует открыть свой магазинчик, сейчас на это денег нет, без постоянного стабильного дохода от работ это невозможно, зато есть огромное желание и стремление. Государству же нашему Юля даже благодарна, ведь это оно помогло ей всецело раскрыть свой талант. Есть, правда, у нее и пожелание правительству: обучение для мам на курсах должно быть бесплатным. Ведь чтобы что-то делать хорошо, нужно сначала этому научиться. Батик на кухне А вот Маша Голубова с детства мечтала стать известным художником. Девочкой она была весьма одаренной, занималась в Центре художественных ремесел, затем в художественной школе, при этом еще обучалась музыке и хореографии… Стала же она мамой, безумно любящей свою дочку (сейчас ей 2,5 года). Тут-то и поняла Маша, что с исполнением мечты придется повременить, и не отсутствие свободного времени тому виной, а банальная нехватка денег. До беременности Маша официально работала, занималась росписью ваз в Краснодаре, где раньше жила. Однако декретные копейки и зарплата мужа на троих никак не делились, приходилось очень сильно экономить. Поэтому первым импульсом к творчеству Маши стали деньги, точнее, их отсутствие. Занялась она живописью и батиком (это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани; родиной батика считается остров Ява в Индонезии), стала писать на холсте и шелке картины, расписывать специальными красками платки. Поначалу молодая мамочка творила ночами, но очень скоро поняла, что так она потеряет все свои силы, а вместе с ними и здоровье, которое так необходимо, когда днем все твое время занимает маленький человечек. Тогда Маша стала работать, когда малышка устраивалась на тихий час в своей кроватке. Рабочим местом сделался пеленальный столик, который, безусловно, неудобен, но другого варианта просто нет. С картинами проще, их написание иногда занимает всего 1,5 часа, а вот батик – трудоемкая и долгая работа, поскольку нанесенная на шелк краска сохнет сутки, потом рисунок нужно прогладить утюгом. Часто свои платочки Маша обрабатывает и потайным швом вручную, что требует дополнительного времени и предельной концентрации внимания. Возникает проблема и с местом сушки работ: в пределах квартиры для этих целей пригодны только кухня и ванная, и то только ночью, когда домашние спят и никому не мешают развешанные над головами платки. Была бы у Маши своя мастерская… Еще хочется ей собственную галерею, где можно показывать работы. Пока же то, что не продано, висит дома по стенам или развезено по выставочным галереям Дзержинска, Нижнего Новгорода и Краснодара. Только вот салоны делают сильнейшую наценку на работы, в итоге они долго не продаются, поэтому Машины доходы от творчества невелики, фактически хватает только на фрукты и овощи дочке. Творить на заказ Маша не любит, нет тут никакого полета фантазии, вдохновения. Обычно она предлагает уже готовые работы, которые ее знакомые и друзья показывают своим знакомым и друзьям – так о творчестве Маши узнают новые люди, и появляются постоянные клиенты. Например, у нее чудесно разошлась под Новый год коллекция маленьких картинок с котами и кроликами. Вот только потом был целый месяц затишья и безденежья, кролики стали никому не нужны… Маша надеется, что со временем своя галерея у нее все же появится, она станет свободным художником, не зависящим от «помощи» государства. Пока же желания родить еще одного ребеночка у нее нет. Вот если бы сидящим до 3 лет в декрете мамочкам выплачивали деньги хотя бы в размере минимальной заработной платы, Маша бы стала мамой еще нескольких малышей. МЕХ, ФЕТР и МАМИНА помощница Другая наша героиня – Варя Щеголькова – даже поработать не успела. Уже в 20 лет она стала мамой замечательной девчушки Даши, которой сейчас 2 года. Образование Варя получает без отрыва от маминого труда – учится на менеджера ресторанного бизнеса. При этом у нее есть масса вдохновения и умелые руки, которые заняты шитьем мягких игрушек, изготовлением бижутерии и изготовление брелков. Варя начала шить еще в детстве, продолжила во время беременности, а после рождения дочки, когда той было полгода и пресловутый финансовый вопрос повис в воздухе, начала шить из фетра брелочки для сотовых телефонов, потом захотелось большего – стала мастерить из меха большие игрушки. Однако пока дохода от продаж хватает не более чем на закупку материалов через Интернет и бензин, чтобы съездить за ними в Нижний Новгород. Шьет Варя только тогда, когда душа просит. По ее словам, время на это есть всегда, и не только ночью. Просто Варя приобщает к творчеству дочку: сажает Дашу рядом, она играет бусинками, нитками, а мама сидит и шьет. Творческий процесс может занимать от часа до 10 дней. Именно столько Варя шила мехового медведя ростом в 40 сантиметров. Через год после удачного творческого старта домашние выделили ей и рабочее место – сейчас в самой большой комнате стоит стол, а под ним коробки и ящички с материалами. Понемногу заполняется подручным инструментом и подоконник (там удобно хранить то, что Даше трогать нельзя – иглы и дорогие бусины). Коллекция творческих работ у Вари огромная, но все постепенно продается, обычно долго ничего не залеживается. А к трудностям продаж Варя относит уже названное нами неумение людей ценить ручной труд, потому, наверное, цены на него у нас крайне низкие. Хотелось бы Варе открыть прилавок и торговать своими работами, нужен ей и небольшой офис, где можно было бы хранить материалы, а также работать, принимать заказы, проводить мастер-классы, помогать начинающим и просто принимать гостей. Но возможности такой нет, платить за аренду огромные деньги при минимальной стоимости работ – непозволительная роскошь. Еще хотелось бы Варе, чтобы вдохновение не проходило и силы были всегда, иногда за день она так набегается с дочкой и устанет, что желание что-то делать пропадает, хотя и понимает, что лишними 100 рублей не бывают. А вот на вопрос: «Есть ли у тебя пожелания нашему государству, касающиеся помощи молодым мамам?» Варя ответила: «Я думаю, дяди в пиджаках только посмеются, если сказать, что ты сама шьешь игрушки и тебе от них что-то надо. Обидно то, что тут и правда ничего не изменить. Просто если мама занимается рукоделием и у нее это получается, нужно находить способы продавать свои работы, а если они пользуются спросом, ни в коем случае не бросать это занятие. А от государства нечего ждать». Вот так и творят жизнь своими руками молодые мамочки: днем растят, развивают и воспитывают новых граждан нашей страны, а ночью создают своими искусными руками шедевры, чтобы заработать этим самым гражданам на носочки, тетрадки и груши с яблоками. А уважаемые «дяди в пиджаках» продолжают вещать о демографическом кризисе и повышении рождаемости. И почему-то считают они, что мамина работа должна опла-чиваться копейками, а не рублями…
Ксения Медведева