И куклы, и люди Главные герои спектакля — Чичиков, кучер Селифан, Ноздрев, Манилов, Коробочка, Собакевич и губернаторское семейство — это куклы, маленькие миниатюры своих литературных образов. Рядом с ними на сцене — люди, актеры театра из Оренбурга. Последние не только озвучивают и делают «живыми» кукол, но и играют самостоятельные роли. Начинается спектакль со сцены суда над Чичиковым, когда его замысел обогащения за счет мертвых душ не только разоблачен, но и преувеличен десятками сплетен-небылиц. На сцене стоит большой стол, напоминающий гроб, за которым восседают судьи — безликие люди-инквизиторы, черные тени государственной системы. На всем протяжении спектакля они появляются там, где на поверхность всплывают самые тяжкие человеческие пороки — стяжательство, скаредность, ложь, трусость, сребролюбие. Попутно «черные» люди «играют» кукол, делая их «живыми» – пластичными и даже эмоциональными. Темная одежда в такие моменты «прячет» актеров от зала и на первый план выходят главные герои «Мертвых душ». Одновременно актеры появляются на сцене и в других, своих собственных ролях. Женщина в белом одеянии, качая младенца, убаюкивающими словами колыбельной песни благодарит Бога за подаренного сына — Павлушу. Это Чичиков, рожденный, как и все, с чистой и светлой душой. Он самый обычный человек. Занимаясь столь странным делом, как покупка умерших крестьян, он не лишен сострадания к ним. Чичиков размышляет, как жили его «мертвые души», по какой причине их “прибрал Господь”. Сами «мертвые души» тоже выходят на сцену и это самые что ни на есть живые образы, их тоже играют люди. Спектакль порой как будто не идет, а летит на сцене. Режиссер умело воплотил образ птицы-тройки — стремительной и необъятной Руси; показал несущуюся по бездорожью бричку, на которой путешествует главный герой среди разбушевавшейся стихии. Музыкальное сопровождение и реалистичные спецэффекты усиливают впечатления, рождают экспрессию. Шумит дождь, идет гроза — картины спектакля порой, как кадры в кино, мелькают перед глазами зрителей молниеносной чередой. Современное в вечном «Мертвые души» – современный спектакль в классической основе. Почему-то именно сейчас, как никогда, гоголевские герои и замысел режиссера тесно перекликаются с нашей сегодняшней жизнью. Образы литературных героев, которые скупятся, копят, врут и лицемерят, можно встретить на каждом шагу. Так же как и «балы» за счет тех самых «мертвых душ», и тяжелые судьбы последних, измученных нуждой и бесконечными поборами. В конце спектакля Чичикову предлагают откупиться и за 30 тысяч избежать наказания – вернуть себе свободу, на что он и соглашается. А разве такие истории сейчас редкость? Скорее, наоборот. И мало кто задумывается на философским смыслом «сделок с дьяволом». Чичиков в итоге теряет свою душу — душу чистого и непорочного когда-то младенца, и в дьявольском пламени уносится на своей тройке прочь. Концовка «Мертвых душ» оставляет некое послесловие для каждого: а что бы сделал ты, как поступил в такой ситуации, сродни ли вообще тебе скользкое дельце с куплей-продажей человеческих душ и всеми возможными последствиями подобных махинаций. Спектакль, не смотря на то, что за основу взято произведение из школьной программы, не для школьников, он именно для взрослой аудитории. Слишком много в нем сложных образов, философских хитросплетений и тех самых далеко не самых безобидных ассоциаций с настоящим. Встреча с режиссером Художественный руководитель Оренбургского театра кукол Вадим Смирнов на гастролях в Дзержинске сопровождал свой коллектив. И лично знакомился с зрителями, представляя постановки. Оказалось, что Дзержинск для этой поездки был выбран неспроста. Вадим Александрович — нижегородец. Он 14 лет проработал в Нижегородском театре кукол, часто бывая в гостях у дзержинских коллег. В нашем театре в 90-х режиссер поставил три спектакля: «Ворон», «Мэри Поппинс» и «О чем рассказали волшебники». Позже Вадим Смирнов преподавал в Нижегородском театральном училище, взрастив таланты, которые сейчас работают по всей стране. Спектакли кукол для взрослых — редкость для Дзержинска, но вообще такая практика является традиционной для театров, где «играют» куклы. Наш земляк ставил их неоднократно. В репертуаре Оренбургского театра, к примеру, постановки 18+ по произведениям Островского и Шекспира, Гоголя и Булгакова, а также других классиков. Большой популярностью пользуется спектакль для взрослых «Тень». Впервые он был поставлен на нижегородской сцене, а с гастролями Оренбургского театра объехал всю России и другие страны. «Темы личности и системы в «Мертвых душах» очень современны. Реальные примеры, когда человек теряет свое лицо и продает душу за дело, основанное на обогащении, сейчас, как известно, не редкость. Рядом с нами живут коробочки, собакевичи, ноздревы и маниловы. Чичиков — герой, в котором есть положительные стороны, поэтому я, как режиссер, ему сочувствую. Но он сам делает свой выбор. Если зрители задумаются над этим спектаклем, зададутся вопросами, найдут на них ответы, сравнят примеры, это уже хорошо, это значит, что цель донести до людей идею сострадания и тонкого обличения человеческих пороков, была достигнута», – поделился режиссер на встрече с журналистами после очередного спектакля. Театр из Оренбурга отправился домой, а одновременно с этим в Дзержинск вернулись наши «куклы», путешествующие по родине пуховых платков с показом своих постановок. Не исключено, что и в Дзержинске когда-нибудь родится свой спектакль для взрослых. Аудитория для этого, без сомнений, в нашем городе есть.
Елена Родионова