Начиная с 2004 года весь мир 14 июня отмечает День донора крови. В нашем городе власти впервые обратили внимание на этот красный день календаря, запланировав в начале следующей недели торжественное собрание с поздравлениями и награждениями. Да что говорить, за последние пять лет мэрия ни разу не проявила интерес к проблемам донорства, хотя именно на муниципалитеты возложена ответственность за бесперебойное обеспечение больниц кровью и ее компонентами.
Трудно сказать, почему бывшие градоначальники так не жаловали донорство и доноров. Даже постановление об утверждении плана кроводач, дублирующее губернаторское, не считали нужным принимать – все отдали на откуп трансфузиологам. Благо это особая порода медиков, отличающаяся повышенным чувством ответственности. И они действительно не подкачали – Дзержинск, как и двадцать лет назад, славен своими внушительными запасами крови и ее компонентов, и ему по-прежнему нет равных не только в области, но и в стране. Мы все еще способны полностью удовлетворять свои потребности в донорской крови и даже делиться ей с соседями. Однако это вовсе не значит, что в местной транфузиологии все благополучно.
Все зависит от того, что с чем сравнивать. По словам главврача Дзержинской станции переливания крови Виктора Червякова, в здравоохранении развитых стран нормой считается, если на каждую тысячу человек приходится 45 доноров. В Дзержинске это соотношение 15:1000, что, конечно, позволяет ему чувствовать себя увереннее многих других российских городов, где в среднем 12 доноров обеспечивают кровью и ее компонентами одну тысячу своих земляков.
Но если по количеству кроводач Дзержинск укладывается в планы, спущенные областью, то качественная сторона дела уже вызывает опасения. С годами, констатирует Виктор Иванович, портрет донора сильно изменился. Людей, готовых ради спасения своих близких разово дать кровь, по-прежнему много, а вот постоянных, пожизненных доноров становится все меньше и меньше. Проблема в том, что кровь и плазму, прежде чем они поступят в больницы города, отправляют на шестимесячный карантин. И ровно через полгода человек, выступивший в роли донора, должен непременно явиться на станцию переливания крови (СПК) для повторного обследования или крово-, плазмодачи. Иначе от его благородного порыва толку будет меньше, чем хотелось бы. Нет, конечно, кровь разового донора не отправят в утиль – из нее приготовят иммуноглобулин или альбумин, также важные для спасения жизней препараты. Но для переливания такая кровь не пригодна. По словам Виктора Червякова, почти треть их посетителей забывают о необходимости повторного обследования.
Раньше эта проблема решалась проще некуда – дважды в год трансфузиологи выезжали на местные предприятия, работники которых и составляли золотой донорский фонд города, проводили акции среди студентов, медиков, бюджетников. Теперь же специалистов по крови не везде встречают как дорогих гостей – многие руководители под любым предлогом отказывают им в проведении дней доноров. Да и последних из числа своих работников не больно жалуют – отказывают в предоставлении им дополнительных дней отдыха, положенных донорам по закону. Но ведь в России, как известно, правят не законы, а люди. Главврач станции переливания крови Виктор Червяков признается, что ему почти каждый день приходится вмешиваться в подобные конфликты. Не дай Бог, конечно, таким горе-руководителям оказаться в ситуации, когда им понадобится переливание крови, а ее не окажется в запасниках у трансфузиологов…
Медленно, но верно надвигается на Дзержинск еще одна проблема – «старение» доноров. И действительно, всякий раз, когда приходишь сдавать кровь в нашу СПК, в глаза бросается, что многим здешним посетителям явно за сорок, а то и за пятьдесят. Молодежь, сетует Виктор Иванович, почетный донор, за плечами у которого более 200 кроводач, не имеет привычки регулярно наведываться на станцию переливания крови, хотя и охотно откликается на призыв о помощи конкретному человеку. Возможно, донорские дни, которые возобновились в политехе, превратят порыв молодых быть полезными в постоянную потребность.
Оставляет желать лучшего, жалуются трансфузиологи, и здоровье потенциальных доноров. И дело не только в том, что разного рода инфекции и хронические заболевания внутренних органов диагностируются у наших горожан все чаще. По словам Виктора Червякова, чуть ли не каждый третий дзержинец, желающий сдать кровь или плазму, получает отвод из-за низкого уровня гемоглобина или белка. Питается население плохо, констатирует мой собеседник.
Судя по тому, что Дзержинск пока не испытывает дефицита крови и ее компонентов, эти проблемы еще не встали во весь рост. А значит, в запасе у города, в обязанности которому закон вменяет заботу о престиже донорства среди населения и развитие службы крови, есть немного времени для того, чтобы выправить ситуацию.
Возможно, первым шагом навстречу донорству и станет общественный совет, который недавно, по рекомендации областных властей, создан в Дзержинске. По крайней мере, трансфузиологи очень рассчитывают на это. В совет по развитию донорства, возглавляемый мэром, вошли представители городской администрации, православного духовенства, службы крови, депутаты, руководители крупных дзержинских предприятий. Такой мощной команде да при большом желании и вправду по плечу даже самые сложные задачи.
Например, давно требует участия городских властей проблема социальной поддержки доноров, которых государство в свое время лишило всех льгот. Нам, конечно, трудно тягаться с Москвой и Питером, изыскавших возможности для щедрого поощрения донорского подвига, но уж совсем не замечать этих людей просто бессовестно.
Пригодилась бы помощь городского начальства и в деле вразумления особо несознательных руководителей, препятствующих проведению акций по сдаче крови на своих предприятиях и ущемляющих законные права доноров. В общем, городу есть над чем поработать. И чем быстрее он возьмется за дело, тем лучше. Упустим время, и в Дзержинске, как и в других российских городах, начнут умирать люди от того, что для них не нашлось донорской крови, а по большому счету – от нашего равнодушия.
Елена Серова
Практически каждый третий дзержинский больной нуждается в переливании крови. Например, для остановки кровотечения при родах требуется как минимум 500 г донорской плазмы, а в тяжелых случаях – до 2 литров. При спасении жизни тяжелобольного пациента в течение двух суток используется кровь 50 человек. Через Дзержинскую станцию переливания крови в день проходит в среднем 40-50 доноров.