«Здравствуйте, редакция «ДВ». Хочу поделиться своими наблюдениями в сфере торговли продуктами питания в торговых точках, принадлежащих мелким ЧП. Это прилавки в продуктовых магазинах и ларьки с сельхозпродуктами на улицах города. Не буду называть адресов и хозяев ЧП, чтобы не волновать читателей, а предлагаю заинтересовавшимся самим проверить мои наблюдения. Покупал продукты (сыры, мясные изделия, овощи и фрукты) в разных местах города в девяти точках продаж. В семи местах из указанных девяти продавцы обсчитывали меня на 5-10 %. Наблюдаю эту ситуацию около года. А подтолкнуло меня к проверкам показавшееся мне слишком любезным отношение продавца при покупке у неё сыра. Я задумался над причиной этой любезности, и мне пришла мысль проверить этого продавца на честность. Оказалось, что из суммы покупки примерно в 350 рублей 20 рублей были переплатой. Это заинтересовало меня и я решил поглубже погрузиться в тему, результат которой описал выше. Делаю вывод о массовом обсчёте (напомню: в семи из девяти точек продаж) и снова задаюсь вопросом о причинах его. Далее выясняю следующие моменты. Оказывается – контролирующие торговлю органы, а это Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей, не реагируют на жалобы покупателей на вполне «законных» основаниях. Роспотребнадзор в Дзержинске ссылается на постановление правительства РФ № 430, а в ОЗПП заявили, что уже с 2005 года им запрещено проводить проверки в торговле. Далее я решил узнать, какое наказание за обсчет покупателя грозит продавцу и с этой целью обратился в администрацию города. Пришел ответ от заместителя главы города Ю.А. Ашурковой. Оказалось – практически никакого, а именно, продавца обяжут вернуть сумму переплаты и назначат штраф в размере 50% от незаконно полученных денег. Это по суду, если до этого дойдет дело. Делаем вывод: практическая безнаказанность способствует массовому обсчету покупателей со стороны продавцов. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию с экономической точки зрения. Она такова: сетевые магазины практически вытеснили небольшие частные магазины, количество последних сокращается, уменьшаются их обороты и прибыль. Я не удивлюсь, если предприниматель по этой причине говорит продавцу, что будет платить ему МРОТ, а дальше, мол, как сможешь. Для полноты картины остается посмотреть на вопрос обсчета покупателей с морально-нравственной точки зрения. И здесь ситуация не в пользу честной торговли. Часто ли мы слышим сегодня разговоры и воспитательные беседы о порядочности, честности в отношениях между людьми, партнерами? Нет, в ходу другое выражение: бизнес, ничего личного, то есть выгода. Я никого не буду ни за что агитировать этой статьей. Каждый взрослый человек знает про себя, как он поступит и поступает в описанной ситуации. Лично я, понаблюдав, откручиваю цены назад там, где знаю, что меня обсчитают. Евгений Е*».