На прошлой неделе наш город встречал президента. О его визите в последнее время так много говорили, его так ждали. Только вот теперь, после приезда Дмитрия Медведева, непонятно - радоваться нам или горевать, так как, с одной стороны, вроде бы высокие чиновники содействие городу пообещали в решении экологических проблем, а с другой - про Дзержинск вновь заговорили как об одном из самых «грязных» городов в России.
Добро пожаловать
К счастью для города, Дмитрий Анатольевич прибыл в Дзержинск практически незаметно. Мы не о том, конечно, что никто не знал о его визите - нет, просто подготовлен его приезд был таким образом, что город не «встал» в пробках, а горожане, которых не сильно интересует президентская персона, могли узнать об этом событии лишь ближе к вечеру из выпуска теленовостей. И это не может не радовать, потому что Нижний Новгород, например, во время двух дней визита Медведева вдоволь настоялся в уличных заторах, которые здесь и без того не редкость. Так что господин президент не остался незамеченным в приволжской столице - главу государства ругали на чем свет стоит на каждом перекрестке.
У нас же для автомобильного движения перекрыт был только самый центр города - площади Дзержин-ского и Свадебная. Причем, пешеходов это не касалось. Так что все желающие смогли понаблюдать, как президентский вертолет садится на стадионе «Химик», а потом лице-зреть и самого главу государства возле крыльца местной администрации.
А вот кого было много в нашем городе 9 июня, так это работников всевозможных спецслужб. Мало того, что милиционеров, которых свезли со всей области, можно было встретить чуть ли не в каждом дворе старой части города, так повсеместно по улицам расхаживали и люди в штатском с проницательными взглядами. Но безопасность есть безопасность. Правда, и она иногда давала сбои. К слову, иностранного знакомого одной нашей коллеги пропускали в этот день на собственной машине повсеместно - никто даже документы не проверял. А между тем номера на его авто были немецкие. Видимо, это и смущало милиционеров, стоящих в оцеплении.
Натерпелись от визита президента в нашем городе, кажется, только работники мэрии. Их выгнали из своих кабинетов еще накануне. Поговаривают, что не обошла эта участь даже главу Дзержинска - Виктора Сопина, его кабинет работники спецслужб проверяли так тщательно, что, по нашим данным, даже мебель выносили.
Взгляд сверху
А знакомство главы государства с Дзержинском началось с облета нашей промзоны на вертолете. Как сообщил сам Дмитрий Анатольевич, он побывал над «Черной дырой», полигоном ТБО «Игумново» и «Белым морем». Кстати, последний объект он фотографировал не только с воздуха, но и лично спустился с небес на его берега, где долго удивлялся увиденному, очень переживая за то, что этот огромный искусственный отстойник может оказывать влияние на воды Оки, которая протекает совсем рядом. Правда, судя по кадрам, распространенным в Интернете, его беспокойство не разделяют специалисты «Сибура». Они успокаивали президента, что предприятие регулярно проводит анализ ситуации и вложило уже немалые деньги в укрепление насыпной дамбы шламонакопителя. Впрочем, все, кто был на берегах «Белого моря», думается, разделяют беспокойство президента - картина там предстает перед глазами отнюдь не идиллическая.
После пролета над городом Дмитрий Медведев прибыл в администрацию Дзержинска, где провел встречу с губернатором Валерием Шанцевым. Их общение состоялось в кабинете Виктора Сопина, который, напомним, был вынужден покинуть свои владения еще накануне. А разговор на встрече шел о модернизации дзержинских и областных предприятий. «Сохранить в том объеме химическое производство, которое было раньше, когда Дзержинск был центром химии, невозможно. Нужно проводить диверсификацию экономики, поэтому мы вводим параллельные производства, относящиеся к классу химии. Например, на «Корунде», по соглашению с собственником, мы строим новое производство цианистых солей, которые применяются в золотодобыче. Это 40 тысяч тонн в год. Сейчас уже 14 миллионов евро туда вложили, в октябре запускается первая очередь этого производства. Пришли сюда бельгийская фирма «Данфосс» (теплообменники), «Ланксесс» (добавки к производству резины), и, конечно, самый большой прорыв с «Сибуром», который купил «Капролактам». Мы в Кстове строим завод (заложили в прошлом году) на 330 тысяч тонн поливинилхлорида (полуфабрикат, который нужен приблизительно 20 отраслям), это большая капитализация: 1 миллиард 400 миллионов евро», - доложил губернатор президенту. А тот ответил: «Это правильное направление, его и надо придерживаться на будущее, особенно, когда речь идет о закрытии старых или особо вредных производств, которых и в вашей области немало, и вообще в нашей стране».
Пригласил Валерий Шанцев главу государства и на пуск нового завода «Либхерр», который состоится уже 24 июня. Как откликнулся на это приглашение президент - нам не известно.
Посчитали -
прослезились
А уже следом в среднем зале администрации города началось заседание президиума Госсовета. И, надо признать, такого собрания высших должностных лиц это место еще не знало. К слову, в списке участников заседания были сразу девять губернаторов, заместитель председателя правительства России, министр природных ресурсов и экологии и так далее. Видели в этой компании мы и мэра Дзержинска - он скромно сидел в дальнем углу зала, что для подобного рода мероприятий нисколечко не зазорно.
Мы не будем долго рассказывать, о чем говорили государственные мужи на этом заседании - об этом сказано уже много. Заострим лишь внимание на дзержинских проблемах, которые прозвучали здесь. А это все тот же шламонакопитель «Белое море». На его ликвидацию, по словам министра природных ресурсов и экологии Трутнева, понадобится 2 миллиарда 50 миллионов рублей. 40% этой суммы должен выделить «Сибур», а 60% оплатит государство.
Кстати, незадолго до минувшего заседания представители местной администрации называли совсем другие цифры. По недавнему заявлению начальника управления инвестиционной политики Геннадия Виноградова, на ликвидацию «Белого моря» нужно было потратить 1 миллиард рублей. Впрочем, уже в этот вторник Виктор Сопин сделал другое заявление на эту тему. Теперь, судя по последнему пресс-релизу администрации города, на рекультивацию шламонакопителя понадобится «приблизительно 2 млрд рублей». Вот только когда нам ждать начала работ по рекультивации? Ведь Трутнев сказал только о том, сколько они продлятся, а когда начнутся - он не упомянул.
Впрочем, больше о дзержинских экологических проблемах на заседании не говорили. Сказали лишь, что особого внимания государства требуют несколько объектов на территории нашего города. Какие - названо не было, но опять же во вторник Виктор Сопин разъяснил через свою пресс-службу, что к ним относятся «Белое море», «Черная дыра» и ряд других экологических болячек: «К острым проблемам я отнес бы еще полигон ТБО «Игумново», полигон глубинного захоронения отходов симазина, свалку промотходов «Корунда», - отметил Виктор Сопин. Он также сообщил, что на ликвидацию наиболее опасных дзержинских свалок промотходов необходимо 5,7 млрд рублей. Впрочем, в точность подсчетов местной администрации в последнее время как-то верить не приходится, если обратить внимание на то разнообразие цифр, разнящихся друг с другом, которые назывались в последнее время применительно к экологии города.
Президента - в массы!
Знали бы вы, сколько раз накануне приезда Дмитрия Медведева нам звонили горожане, чтобы узнать, где он поедет и как с ним можно будет поговорить. Вот только этой информацией мы не обладали, вообще мало кто в городе знал, каким будет путь следования президента по дзержинской земле. И все же многие дзержинцы не теряли надежды поговорить с главой государства и пришли 9 июня к администрации города. А президент их, в свою очередь, не подвел - подошел к людям сразу же после того, как вышел из здания мэрии. Дзержинцы буквально набросились на Медведева с просьбами и вопросами. Нескольким удалось передать президенту и письменные прошения. Так, например, горожане пожаловались на высокие тарифы на услуги ЖКХ и отопление.
«Дмитрий Анатольевич, обратите внимание на бюджетников! У нас очень высокие цены!» - кричали из толпы. А воспитательница детского сада, пробившись к президенту, пожаловалась, что средняя зарплата у них в саду около 3 тыс. 800 рублей. «Хорошо, я с губернатором об этом поговорю», - обещал Медведев, выразительно посмотрев на Валерия Шанцева, стоявшего рядом.
Выслушал президент и Нину Пугачеву, у которой в 2008 году на производстве при невыясненных обстоятельствах погиб сын. По словам женщины, ей не предоставили возможность ознакомиться ни с материалами дела, возбужденного по факту гибели сына, ни с медицин-ским заключением о причинах смерти. «У вас есть обращение на эту тему? Передайте, я проверю», - сказал Медведев. Губернатор также предложил направить обращение ему в приемную и пообещал разобраться с этим случаем.
После этого президент попрощался с горожанами, сел за руль внедорожника и поехал на встречу с главой Европейского Совета Херманом Ван Ромпеем и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Дзержинцы провожали главу государства аплодисментами.
Дзержинск оболгали?
А уже через несколько часов информационное пространство страны было наполнено заголовками типа «Сегодня Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета в самом «грязном» городе России». Стоит ли говорить, что наши коллеги с центральных каналов смаковали тему экологического неблагополучия Дзержинска на все лады. Мол, у нас люди мрут как мухи, и город разделен не на районы, а на промзоны. В общем, ад на земле, да и только. Думается, в это самое время чиновники местной администрации испытали информационный шок. Ведь они так долго доказывали всему свету, что в нашем городе все не так уж и плохо с экологией, а тут...
Это наше предположение косвенно подтвердилось в минувший вторник. Администрация города распространила пресс-релиз с резкими вы-сказываниями Виктора Сопина по этому поводу. «В очередной раз обнародована ложная и необъективная информация, из-за которой Дзержинску нанесен моральный и экономический ущерб. Высказывания в эфире некоторых федеральных СМИ о якобы крайне низкой продолжительности жизни в нашем городе - это в первую очередь вопросы профессионализма журналистов и их профессиональной этики. Мы, безусловно, не оставим это без внимания. Я бы порекомендовал тем работникам СМИ, которые выпустили эту информацию, ознакомиться с официальными данными, в част-ности, с нашим докладом, который был подготовлен к заседанию президиума Госсовета.
В Дзержинске есть проблемы, связанные с накопленным экологическим ущербом. Мы их не скрываем и открыто говорим обо всех наиболее больных точках. Однако уже после завершения работы Госсовета мы обсуждали вопрос о продолжительности жизни дзержинцев. И у президента есть понимание, что продолжительность жизни 43-45 лет - это ложь. По предоставленным президенту данным, средняя продолжительность жизни в Дзержинске - 64 года. Это на один-полтора года ниже среднероссийской цифры, но не более того. В городе ежедневно проводится мониторинг экологической ситуации. На сегодняшний день она стабильная», - так прокомментировал мэр свою позицию.
Только вот с «пониманием» президента экологической ситуации в Дзержинске нам не так все понятно, как Виктору Сопину. Ведь, открывая заседание Госсовета, Дмитрий Анатольевич решительно заявил следующее: «Дзержинск - город, который всегда был известен своей химической промышленностью. Я сейчас посмотрел в ходе облета на вертолете - конечно, это производит впечатление: и масштабы самого производства, созданного в советские времена, и масштабы того запустения и, по сути, экологического бедствия, которое с этим связано». Видимо, до начала совещания президенту не успели доложить, что еще не так давно Виктор Сопин заявлял: «Сегодня экологическая ситуация в Дзержинске тревоги не вызывает, объективно это так...».
Сергей Кулаков.
Фото пресс-службы президента РФ
и Ю. Клековкина