Новые трубы — под жестким контролем


 
 
 – Андрей Иванович, давайте еще раз напомним, что такое концессия, так как не все горожане до сих пор разобрались с этим понятием и преобразованиями, связанными с концессионными договоренностями.

 – Концессию с муниципалитетом мы заключили в 2011 году. До этого несколько десятилетий объекты водоснабжения и водоотведения не обновлялись вообще, поэтому многие были в аварийном или предаварийном состоянии. Все понимали, что для обновления объектов ВКХ на общегородском уровне необходимы колоссальные вложения, поэтому и было заключено долгосрочное соглашение. При этом в принятые обязательства не входит капитальный ремонт — наша производственная программа идет параллельно концессии. Она включает в себя, помимо капремонта, текущий и аварийный ремонты и выполняется на отдельные средства. Их объем — порядка 150 млн рублей ежегодно. Надо сказать и о том, что при всех преимуществах концессии нельзя думать, что она раз и навсегда капитально изменит в лучшую сторону все городское хозяйство по водоснабжению и водоотведению. К примеру, мы установили новые современные насосы, но они рассчитаны на 10-15 лет, то есть еще до завершения исполнения концессионных обязательств мы должны заменить их, то есть одновременно и работать с новыми объектами, и возвращаться к «старым». Что же касается самого понятия концессии, то говоря простым языком, по договору с городом ДВК взял на себя обязательства в течение длительного времени улучшать состояние профильного муниципального имущества для комфортного проживания людей, полноценной работы объектов соцсферы, промышленных предприятий и так далее. И мы с этой задачей все 10 лет успешно справляемся: вкладываем миллиарды рублей для обновления водопроводных сетей и канализации.
 
 
Как планируется каждый текущий период исполнения обязательств по концессии и кто контролирует вложение средств и качество работ?

 – Контролеров более, чем достаточно. В первую очередь администрация города в лице специалистов департамента ЖКХ и КУМИ. Это само собой разумеется, потому что с чиновниками у нас единые цели и задачи — сделать услуги водоснабжения и водоотведения для всех дзержинцев качественными. Ежегодно администрация актуализирует схему водоснабжения и водоотведения города, и формирует техзадание на корректировку инвестпрограммы, то есть план наших работ на год. Мы определяем их стоимость и сроки выполнения и согласовываем с городом. После окончательного утверждения всех деталей выполняем работы. По итогу заказчик оценивает их объем и качество, а также полноту выполненных обязанностей по году. Нашу инвестпрограмму также ежегодно проверяет, как утверждающий орган, областное министерство энергетики и ЖКХ. А финансовую деятельность строго контролируют Региональная служба по тарифам (РСТ) и антимонопольное ведомство. Отчитываемся мы и перед депутатами Гордумы, регулярно демонстрируя им обновленные по концессии объекты. Это общественный контроль и он очень важен.
 
 
 Если мы посмотрим инвестиции предприятия на исполнение соглашения, то увидим, что, например, в первые годы его реализации ДВК вкладывал меньше средств, чем сейчас. С какими трудностями столкнулись с самого начала действия концессии?

 – Самая главная трудность, пожалуй, в том, что первые два года – 2012 и 2013- у нас не было инвестпрограммы. В министерстве ЖКХ Нижегородской области ДВК ее не утверждали, потому что по закону программа должна действовать вкупе с программой комплексного развития города, которой тогда не существовало. Мы не могли даже оформить кредит в банке, чтобы взять средства на выполнение обязательств по концессии, а они уже были и с нас требовали выполнять и отчитываться. В это время мы вкладывали исключительно собственные деньги предприятия. В 2014 году инвестпрограмму нам наконец-то утвердили, и стало возможно привлекать заёмные средства. Объем средств, направляемых ДВК на реализацию концессионного соглашения огромный. Приведу лишь несколько цифр. Например, в 2012 году он составил 160,3 млн. рублей, в 2013 – 185,1 млн. рублей. Далее объемы возрастали. Например, в 2019 г. – 306,4 млн. рублей, в 2020 г. – 334,9 млн. рублей. Итоговые цифры текущего года станут известны в начале следующего, и они снова будут в районе 300 млн.
 
 
 – Многие думают, что все расходы легко покрываются платой за воду и канализацию населения и юрлиц, тем более тарифы ежегодно растут…

 – Об этом могут говорить люди, детально не погруженные в экономику предприятия. Банальный пример: еще десять лет назад, когда не было счетчиков воды ни в квартирах, ни общедомовых, люди платили за услуги по нормативу. Потом подавляющее большинство дзержинцев «оприборили» свое жилье и сразу стали экономить воду. Потребление за 10 лет в нашем городе с 90 тысяч кубов в сутки упало до 50-ти. Пропорционально этому снизилось и водоотведение. Почти двукратное снижение объемов услуг привело к такому же снижению поступающих средств. В этой ситуации нам помогло то, что ДВК еще до заключения концессионного соглашения и даже до введения закона об энергосбережении шло и продолжает идти по пути экономии всех ресурсов. Например, после реконструкции станции 3-го подъема потребление электроэнергии данным объектом снизилось в 2,5 раза. Но, к сожалению, никаких дивидентов нам это не приносит, потому что при формировании тарифа на будущий год объем электроэнергии закладывается с учетом падения за предыдущий год. Тем самым все сэкономленные деньги в будущих тарифах не учитываются. Однако в текущем периоде экономия средств за счет сбережения энергоресурсов позволяет нам 100-процентно выполнять свои обязательства по концессии.
 
 
 – Давайте обсудим и тот момент, что в 2018 году горожанам подняли тарифы на водоснабжение и водоотведение на 11% для софинансирования программы Нового банка развития БРИКС, а само начало реализации проекта затянулось.

 – Действительно, когда стало известно, что Дзержинск может получить 3,5 млрд рублей на развитие ВКХ всего города, перед областью было поставлено обязательное условие — софинансировать 20% вложений, а это около 700 млн рублей. Обязательство передали городу, то есть нам. Сейчас сумма выросла до 5,5 млрд, а с ней и наши финансовые обязательства в размере пятой части этих денег. Свои обязательства мы выполняем. Но если бы тариф однократно не увеличили на величину сверх стандартной, мы не смогли бы гарантировать вложение 20% от объема денег БРИКС, а город мог потерять возможность по сути бесплатно модернизировать муниципальную инфраструктуру. Эта мера в скором будущем себя полностью оправдает. При этом сам ДВК вообще не касается денег БРИКС, они проходят строго между Банком, Фондом инвестиционных и строительных проектов Санкт-Петербурга как назначенным куратором по реализации проекта БРИКС на территории РФ и подрядчиками, выбранными по конкурсу федеральными властями.
 
 – Несмотря на все сложности концессия оправдывает себя?

 – Я считаю, что это безусловно правильное решение. Мы уже много построили и реконструировали за 10 лет концессии. (Прим. ред.: перечень мероприятий приведен в конце интервью). Благодаря этому снижается число аварийных отключений, жалоб на некачественные услуги. Сложности никуда не денутся, начиная от бюрократических моментов и заканчивая финансовыми проблемами, но реализация концессионного соглашения безусловно принесет городу тот необходимый запас прочности, который позволит уверенно развивать инфраструктуру города, промышленное производство и жилищное строительство.

 Сергей Кулаков,
Елена Родионова


К крупным и особо значимым мероприятиям в сфере водоснабжения в рамках исполнения концессионного Соглашения с 2012г. по 2020г. относятся:

  • Строительство сети модульных станций повышения давления воды в многоэтажных домах г. Дзержинска (2012-2015гг.). Всего построено 26 ПНС.

  • Реконструкция насосной станции 3-го подъема. Реконструкция распределительного устройства в ТП-3 6кВ (2013г.).

  • Реконструкция сети артезианских скважин Городского водозабора (2012- 2017гг.).

  • Реконструкция скорых фильтров (5 единиц, 2012-2015гг.).

  • Реконструкция сети артезианских скважин Тепловского водозабора с отводящей сетью (2013-2018гг.).

  • Реконструкция водовода Д500 по ул. Патоличева (2015-2016гг.).

  • Реконструкция водопроводных сетей г.о.г. Дзержинск (начало реконструкции – 2018г.).

  • Строительство водовода к ЖК «Северные ворота» (2017-2020гг.).

  • Строительство водопровода на промышленный парк «Дзержинск-Восточный» (2017-2020гг.).

  • Реконструкция ГПП Пыра (2019-2020гг.).


К крупным и особо значимым мероприятиям в сфере водоотведения в рамках исполнения концессионного Соглашения с 2012г. по 2020г. относятся:

  • Реконструкция Районных очистных сооружений (2012-2020гг.).

  • Реконструкция коллекторов очищенных стоков (2016-2020гг.).

  • Реконструкция КНС. Модернизация системы управления канализационных насосных станций (КНС) г. Дзержинска. Модернизация аварийной предупредительной сигнализации КНС г. Дзержинска (2013-2017гг.).

  • Строительство главного канализационного коллектора (2016-2020гг.).

  • Строительство канализационного коллектора от КНС №2 до ул. Пушкинская. Реконструкция КНС №2 (2017-2020гг.).

  • Реконструкция канализационных сетей г. Дзержинска (2018-2020гг.).


По итогам 2021 года будет 100%-е выполнение Инвестиционной программы.