Мы говорим «Прохоров», подразумеваем …


 Итак, свершилось. На съезде «Правого дела», состоявшемся 25 июня, единогласно был избран лидер – президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров. Новый глава правых молод, богат, амбициозен, ему по плечу решение любых задач не только в бизнесе, но и в политике, таким представляют его поклонники и соратники.

 Возможно, так оно и есть, однако очевидно, что появление миллиардера на политической арене породило больше вопросов, чем ответов. В постсоветский период сложилась традиция, согласно которой олигархи оставались в тени профессиональных политиков, на которых, однако, всегда имели мощные рычаги влияния, преимущественно финансового характера. Непосредственному приходу крупных бизнесменов в политическую жизнь предшествовал их конфликт с первыми лицами государства или их ближайшим окружением.

 В данном же случае традиция была нарушена. Конечно, нельзя говорить наверняка, но вряд ли бизнесу Прохорова угрожает какая-то серьезная опасность. А вот активизация его политической деятельности, на первый взгляд, вполне способна привести к появлению проблем, поскольку способна затронуть интересы серьезных игроков. Получается, что либо Прохоров решил рискнуть, поставив на кон устойчивость своего бизнеса, либо между ним и определенным влиятельным политиком возникли негласные договоренности, благодаря которым новый лидер правых чувствует себя в относительной безопасности.

 В самом деле, речь Прохорова на съезде «Правого дела» никак не назовешь осторожной. Олигарх прямо объявил, что главным конкурентом правых считает «Единую Россию» и даже пообещал устроить партии власти «веселую жизнь». В отношении В.В.Путина Прохоров испытывает «разные чувства», причем не стесняется заявить о своей готовности занять место Владимира Владимировича, т.е. стать премьер-министром России (правда, после предполагаемого успеха «Правого дела» на выборах в Государственную Думу). В несколько завуалированной форме, но были подвергнуты критике и многие административные преобразования эпохи президентства Путина, нацеленные на формирование жесткой вертикали власти. Прохоров заявил о полезности избавления от института полномочных представителей президента в федеральных округах (детище Путина), возвратиться к выборности руководителей Москвы и Санкт-Петербурга, отрицательно отозвался об организационной модели местного самоуправления с «сити-менеджером», т.е. главой местной администрации, не избираемым народом, а назначаемым на должность по контракту. Что интересно, именно указ Путина от 28 июня 2007 года способствовал ускоренному переходу многих муниципальных образований к модели с «сити-менеджером».

 Декларируя свои демократические убеждения, Прохоров пошел еще дальше, объявив о необходимости выборов руководства полиции, судов и прокуроров. Если эти предложения будут проведены в жизнь, то вертикаль власти, созданная усилиями В.В.Путина, очевидно, даст трещину.

 Крайне любопытно сформулирована современная миссия «Правого дела» – прекратить гражданскую войну, якобы идущую в России почти 100 лет, с 1917 г. Эта идея явно рождена в качестве противовеса «Общероссийскому народному фронту» нынешнего председателя правительства. И выглядит более здравой, ибо по смыслу несет консолидирующее начало, а не разобщение.

 Итак, противовес Путину и «Единой России» очевиден. Это, кстати, признали идеологи правящей партии, заявив о необходимости борьбы с «прозападной» линией «Правого дела».

 Остается понять, с кем дружит Михаил Прохоров. Здесь на помощь приходит несколько фактов, которые позволяют сделать предположение по этому поводу. На днях один из высокопоставленных кремлевских чиновников выразил надежду, что с приходом Прохорова «Правое дело» подвергнется позитивной трансформации, что позволит ему укрепить свои позиции в политической жизни страны. Более того, по данным деловой газеты «РБК daily», президент Д.А.Медведев лично обсуждал с олигархом вопрос лидерства в «Правом деле», и, по некоторой информации, глава государства разделил взгляды правых, придерживающихся либеральной идеологии и выступающих за рыночную экономику.

 Важным моментом является то, что Прохоров в числе электорального потенциала своей партии называет молодежь. А ведь Медведев во многом апеллирует к этой части электората. Достаточно вспомнить недавнюю встречу президента с молодыми политиками, где Дмитрий Анатольевич обещал им всяческую поддержку.

 Складывается впечатление, что все эти шаги являются звеньями одной политической игры, где выигравшему достанется неплохой приз, а именно – пост президента РФ.

 Впрочем, поживем – увидим. Ждать, как обещал Медведев, осталось недолго.

А. Егоров,
политолог