Дзержинское время

 
 
В тридцатых народ строил страну, которой предстояло победить фашизм. Не оправдываю никаких репрессий, но по итогу страна получилась великая – даже запустила человека в космос. А что за страну строит сегодняшняя власть? Наши речи, как и прежде, в ней не слышны. Мало того, до них вообще никому дела нет уже через метр, а не то чтобы через десять. Сами не поняли как, но мы опять оказались окружены театральными декорациями. И вроде бы, как и прежде, официальная пропаганда нам рассказывает про то, как космические корабли бороздят просторы, но куда ни кинь взор – по колено грязи.
 
Сегодня чиновники, как один, заняты цифровизацией экономики. Они чертят схемы и составляют “дорожные карты”. И на вопрос о том, почему в городе транспорт ходит не по расписанию, отвечают: “Скоро новую схему движения придумаем, тогда-то все и наладится”. Правда все вокруг прекрасно понимают, что ничего не наладится. Потому как виноваты в том, что транспорт плохо ходит, низкие зарплаты, от которых из муниципального “Экспресса” бегут водители. И вряд ли какая-либо схема вообще может помочь в этой ситуации. Примечательно, что чиновники об этом тоже знают, но усиленно делают вид, что не в курсе.

Наблюдая за тем, что сегодня происходит в нашем городе, я все чаще вспоминаю себя десятилетнего. Советский Союз уже на излете. И каждый осознает, что некогда самое лучшее в мире народное хозяйство со скоростью ночного экспресса летит в тартарары. Впрочем, советских ритуалов еще пока никто не отменял, а потому их, уже формально, но исполняли. Я ходил в школьной форме с пионерским галстуком, исправно собирал макулатуру, как когда-то мой старший брат или родители.

Во дворе нашей школы в стародавние времена специально для складирования вторсырья был построен добротный кирпичный сарай. И каждый год по осени вся школа стаскивала туда старые газеты и журналы. Тяжелые пачки взвешивали, а по итогам награждали лучших добытчиков. Так было и в 91-м году. Обычно через некоторое время макулатуру из сарая вывозили на большом грузовике. Но не в тот раз. Тогда она осталась в сарае зимовать.

Уже весной нам разрешили не ходить в школу в красных галстуках. А про спрессованную кучу вторсырья все и вовсе забыли. Позже дверь сарая сломали. Макулатуру принялись из него растаскивать случайные люди, а по школьному двору еще долго ветер носил бумагу, которую мы так старательно собирали, чтобы сберечь легкие планеты – сибирскую тайгу. Ну а через некоторое время разобрали на кирпичи и сам сарай.

Так вот, сегодня меня не покидает ощущение, что я вернулся в тот самый 91-й, когда все вокруг вроде бы пытались соблюдать ритуалы, но все уже понимали, что вертикаль вот-вот рухнет. На тайгу ответственным дяденькам и тетенькам уже было глубоко наплевать. Сегодня настрой примерно такой же. Вспомните хотя бы, как еще пару лет назад мы радовались, что наш мэр встречался с народом. Ходил по дворам. Прислушивался к горожанам…

Нынче живого мэра на встречах с горожанами заменили официальные СМИ и страницы в социальных сетях. Они рисуют нам благостную картинку, вставляя его мнение без разбора в любую выдаваемую порционно информацию. И все вокруг, не говоря об этом вслух, уже понимают, что лозунг “Мне важно ваше мнение!”, с которым пришел во власть Иван Носков, всего лишь декорация. Всем там, в сером доме, оно безразлично, если противоречит позиции власти. Мало того, “неправильное мнение” чиновников сильно раздражает, а потому его обладателя легче заткнуть, чем вступать с ним в дискуссию. “А кто будет нам мешать, сметем , затопчем и … забудем!» – лаконично и максимально публично сформулировал наш мэр формулу своего отношения к инакомыслию.

Что еще мы имеем в этой уже знакомой с поздне-советских времен реальности? Да ничего нового. Абсолютно ручной представительный орган власти, который готов одобрить любое предложение. Конечно, депутатская забота о народе смотрится благопристойно. Ее регулярно проявляют в рамках думских заседаний, что в последнее время длятся по 20 минут. А еще у власти есть своя в доску общественность. Она поддерживает все, что предлагает исполнительная власть, без разбора, не задумываясь о последствиях.

Например, знатоками в вопросах благоустройства недавно проявили себя члены еврейской общины Дзержинска. Они выступили с инициативой строительства вейк-парка на особо охраняемой природной территории вокруг Святого озера, где строить вообще ничего нельзя . Мне показалось, большинство “инициаторов” не догадывались до сих пор о том, что это такое. Но строительство поддержали, и вот уже на очередное заседание Городской думы выносится вопрос о финансировании этого предприятия. И у меня нет сомнений, что депутаты поддержат сие откровенно спорное начинание из серии “глава так захотел”. Со статусом ООПТ после этого никто церемониться не будет, на него просто наплюют, так как… “народ поддержал”, а у нас в стране все для него.

Вот так и получается, что в России чиновник во все времена (при царях, генсеках или президентах) лучше знал, что нужно народу и лучше для него. А что думал сам народ? Власть всегда менялась неожиданно, а потому история об этом умалчивает, новые властители ее предпочитали переписывать. Иного опыта у нас пока не было…

Сергей Кулаков
фото из архива редакции