Вадим Кудряшов: Трамвай – это слишком дорого


Похоже, совсем скоро в прошлое уйдет дзержинский трамвай – в городской  администрации разработана программа модернизации городского транспорта, которая предполагает упразднение этого вида пассажирского транспорта. Рассказать в подробностях о грядущих изменениях мы попросили начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска Вадима Кудряшова.

 

– Вадим Михайлович, что предполагает новая программа модернизации городского транспорта?

– Главным образом – полную замену трамвайных маршрутов автобусными. Естественно, в этой ситуации предполагается полный демонтаж как контактного провода, так и рельсов. Следовательно, и внешний вид ряда улиц претерпит изменения.

– Чем же обусловлена необходимость таких перемен?

– В первую очередь, тем, что трамвайный парк изношен донельзя. То же можно сказать и про трамвайное полотно, и про контактный провод… Опять же, немаловажен и вопрос себестоимости перевозок. Наши расчеты показывают, что стоимость пробега одного километра трамвая составляет 90 рублей, тогда как троллейбуса – 70, а автобуса – всего 35 рублей… Как сейчас принято говорить, рынок диктует свои условия. Так что вкладывать деньги в восстановление и обновление трамвайного «хозяйства» нашего города экономически невыгодно. Бюджет просто не в состоянии его содержать, несмотря на то, что этот вид транспорта экологичнее автобуса.

– А в какую сумму обойдется демонтаж путей?

– Арифметика проста: ликвидация одного километра путей стоит около миллиона рублей, необходимо демонтировать тридцать километров полотна – от завода Свердлова до станции Калининская. Итого – чуть более тридцати миллионов рублей. Еще немалая сумма потребуется на восстановление дорожного полотна… При этом часть потраченных средств будет компенсирована за счет продажи рельсов на металлолом.

– Кто будет проводить эти работы: муниципалитет или частная организация?

– Важно понимать, что основная часть этой работы достаточно специфична, поскольку требует определенной квалификации исполнителей и применения особых технических средств. В частности, для быстрого и качественного демонтажа путей нужен специальный трамвай, поднимающий и транспортирующий целую секцию рельсов. Естественно, что в Дзержинске эта техника есть только у МУП «Экспресс».

– В какой срок планируется завершить демонтажные работы?

– Вопрос сроков в данном случае не стоит. Дело в том, что ни один рельс не покинет своего места ровно до того момента, пока по трамвайному маршруту не начнет курсировать автобус. Сначала мы закупим и запустим автобусы и лишь потом начнем демонтаж.

– Спаренный трамвайный состав перевозит двести человек. Сколько автобусов необходимо для того, чтобы не возникло перегрузок на линии?

– Чтобы не возникло проблем с транспортным сообщением при отмене трамвая, городу нужно более тридцати стоместных автобусов «ЛиАЗ». Однако стоимость одной такой машины колеблется от четырех до шести миллионов рублей. Поэтому временно на обновленных маршрутах будут работать привычные взору дзержинцев автобусы «ПАЗ» – они стоят в четыре раза дешевле. Постепенно парк будет обновляться «ЛиАЗами». Подчеркну, что, с учетом потребностей горожан с ограниченными физическими возможностями, мы планируем закупать автобусы с пониженным уровнем пола.

– Значительную долю в сфере транспортных услуг в нашем городе занимают частные компании. Бывший трамвайный маршрут будет обслуживаться исключительно городом, или предполагается и участие частного капитала?

– Первоначально планируется использование исключительно муниципальных автобусов. В дальнейшем же время покажет. Но в любом случае, основную часть составят государственные автобусы, на которых будут действовать все виды льгот и проездные.

– Реализация этой программы отразится на стоимости проезда?

– Никоим образом! Это просто невозможно, поскольку тарифы на проезд в муниципальном транспорте устанавливаются постановлением Правительства Нижегородской области. Дзержинцы от этого ничего не потеряют.

– Не возникнет ли ситуация, когда городские власти вдруг сочтут муниципальный автобус убыточным и резко сократят число машин на рейсе? Ведь в этом случае их место быстро займут частные маршрутки, цена проезда в которых выше и льготы не действуют…

– Нет, такого не произойдет. Очевидно, что далеко не все дзержинцы в состоянии переплачивать частнику те же три рубля. Поэтому сокращение числа машин недопустимо. Их количество и порядок курсирования уже рассчитаны с учетом пассажиропотока. То есть наиболее часто автобус будет ходить аккурат в то время, когда он наиболее востребован: утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда возвращаются домой. При этом в дневные часы транспортного «провала» также не будет.

Подводя итог, скажу: трамвай служил городу верой и правдой не один десяток лет, спасибо ему за это, но от замены трамвая автобусом выиграет не только городской бюджет, но и все рядовые жители: автобус движется быстрее, да и проезд в его салоне куда комфортней, нежели в дребезжащем и порой плохо отапливаемом вагончике.

 

Беседовал

Евгений Павлычев