Дзержинское время

«Вы знаете, Сергей, мне кажется, что у нас в области культ личности губернатора…» – эти слова недавно произнес в разговоре со мной знакомый редактор районной газеты. Сказал он эту фразу почти шепотом, несмотря на то, что мы сидели в его собственном кабинете. Он боялся слов, на которые решился, но его можно понять.

Сегодня мы вновь живем во времена «запрессованной прессы». Именно так выразилась одна столичная журналистка в материале о текущей ситуации со свободой СМИ, опубликованном в «Московском комсомольце». И этого нельзя не замечать. Как отметить и то, что мы, журналисты частных газет, находимся в несравнимо лучшем положении, нежели наши коллеги, работающие в государственных СМИ. Складывается такое впечатление (да и сами коллеги-«государственники» не отрицают этого в приватных разговорах), что их основная задача сегодня состоит только в том, чтобы успокаивать народонаселение и наших властителей разного уровня рассказами о том, как страна движется в безусловно верном направлении, модернизация шагает семимильными шагами, а наше правительство во главе сами знаете с кем делает все, чтобы народу жилось сытнее и вольготнее. Между тем большин- ство думающих граждан пользуются и другими источниками информации – электронными. Здесь накал народного гнева просто зашкаливает, а потому дифирамбы власти в традиционной прессе воспринимаются как издевка.

И все же власть не теряет веры в силу традиционных методов пропаганды, а потому муниципальные, региональные и федеральные СМИ, учрежденные органами власти, трудятся не покладая рук над имиджем своих работодателей. Чтобы доказать это, не стоит далеко ходить. Я не поленился и пролистал подшивку местной муниципальной газеты за этот год. И вот что обнаружилось. Начиная со 2-го и заканчивая 33-м номером за 2011 год на страницах издания появилось 29 фотографий губернатора области. Примерно столько же раз здесь печатали портреты председателя Законодательного собрания региона (я сбился со счета на 20-й фотографии последнего). Но все же безусловное лидерство не за областным начальством, а за мэром нашего города Виктором Сопиным, который, как известно, слывет демократом. Его изображения мне удалось встретить на полосах выпусков «Дзержинских ведо-  мостей» этого года целых         46 раз.

В общем, делайте выводы из этой статистики сами. Для меня же ясно одно: после 20 лет, прошедших с развала СССР, наша местечковая пресса вернулась в эпоху развитого социализма. Но все же разница есть. Тогда, при генсеках и «дорогих товарищах», большинство газет страны были «официальными печатными органами» партии, а потому и вопросы о свободе прессы возникали исключительно на кухнях. Сегодня, когда все «шибко умные стали», подобные вопросы обсуждают не только ночью под одеялом, о них говорят и вслух, в большинстве случаев, на просторах Интернета. Впрочем, наши чиновники, несмотря ни на что, так и продолжают искренне путать издания, финансируемые рядовыми налогоплательщиками, со своими собственными. И в этой ситуации грехом было бы не напомнить им перечитать Конституцию и Закон о средствах массовой информации, которые провозглашают отсутствие цензуры и свободу СМИ в нашей стране.

Но беда еще и в том, что, закатав в бетон циркуляров и постановлений государственные СМИ, наплевав на закон, чиновники очень пристально приглядывают и за остальной прессой. Словосочетание «раскачивать лодку» в России 21-го века уже приобрело устойчивое значение. Его каждый раз употребляют обитатели уютных кабинетов, когда на страницах газет появляются сообщения, противоречащие их видению ситуации. Отупев от безнаказанности и вседозволенности, взирая на безмол-вствующую толпу из кожаных кресел, они все настойчивее присваивают себе роль носителей истины. Заставить журналистов (за зарплату или просто из чувства страха) любить нынешнюю власть, конечно, можно, но любовь эта будет не настоящей. Как говорит уже упомянутая мною в начале статьи коллега, мы будем продолжать бескорыстно любить блогера Навального. И дело не в том, что он свободно говорит о том, кто сколько украл в современной России и кто весь этот бардак «крышует». А в том, что непрерывно поющая осанну власти пресса мельчает, а значит, теряет доверие и становится не нужна читателю. Потому, принуждая к постоянной лжи, власть деформирует и уничтожает нашу профессию. И сопротивляться этому – у нас в крови: так же, как у музыканта есть слух, у художника – чувство колорита, у журналиста – стремление к правдивому изложению событий. Потеряв его, мы станем ожиревшими писарчуками при штабе высокого начальника. Этого никак и не понять нашим дорогим во всех отношениях чиновникам. А еще им искренне невдомек, что человек – не животное, так как им движет не только чувство голода, но еще и идеи.

И все же я не осуждаю моего знакомого редактора районной многотиражки, а сочувствую ему. Он боится говорить «крамольные вещи» потому, что знает цену этим словам в его положении. Чиновник в их захолустной деревне – это всесильное существо, на которого принято смотреть с подобострастием, так как он запросто может лишить человека всего, что тот имеет. А взывать к закону и справедливости в этом царстве феодализма бессмысленно, твои вопли здесь никто не услышит. Впрочем, меня радует уже то, что он сказал эти слова хотя бы мне. Значит, журналист в нем все же не умер…

Сергей Кулаков

***

Президент Медведев не раз заявлял  о том, что региональные власти  должны расставаться с принадлежащими им средствами массовой информации.  Но никто выполнять эту высшую  «директиву» пока не разбежался. Наш Валерий Павлинович, к примеру, заявил  на заседании Законодательного собрания на прошлой неделе, что делать этого в ближайшее время не планируется. Почему? Цитируем: «СМИ нужны правительству для того, чтобы ПРАВИЛЬНО информировать население».

***

Чинопоклонство, которое еще в 19 веке так жестко высмеивали классики русской литературы Чехов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, ныне процветает и преподносится как норма. В том числе и благодаря принятому способу освещения всех телодвижений высоких и не очень высоких лиц государства в государственных же СМИ.

Помните, как на прошлой неделе главврач смоленской больницы лечил плечо премьеру Владимиру Путину, а потом тот, видимо, уже здоровый, распекал губернаторов на совещании по модернизации здравоохранения? Как главы регионов хвалили премьера во время этого совещания! Как всеми фибрами своих   губернаторских душ выражали ему свое  почтение!  Вы только вчитайтесь. Это же песня!

Евгений Савченко, губернатор Белгородской области:

  – …Мы очень благодарны, Владимир Владимирович, за принятие двухлетней программы модернизации здравоохранения!.. Мы очень вам благодарны! Надеемся, что и смертность будет меньше. Что касается рождаемости, не все от нас зависит. Прикладываем необходимые усилия… Создаем общий положительный фон.

Игорь Слюняев, губернатор Костромской области: 

  – Сентябрь, Владимир Владимирович, – это начало лавинообразной реализации вашего могучего предложения по модернизации здравоохранения! Столь масштабный проект обсуждает все наше население! Я уполномочен выразить вам благодарность за этот рывковый проект! Программа будет выполнена с великим удовольствием!

Любые комментарии излишни.