Наверное, ничего нет удивительного в том, что заводы, научные институты, вузы, школы, насчитывающие не один десяток лет, стремятся создать свой музей. История – вещь поучительная и полезная. И, признаться, всякий раз на душе теплеет, когда обнаруживаешь проявление бережного отношения к ней.
Недавно в местном управлении Пенсионного фонда РФ появился музей – единственный в области. Впрочем, создавая музей, наше управление и думать не думало о том, чтобы прославиться. В прошлом году, как известно, Пенсионный фонда РФ праздновал свой юбилей – 20-летие с момента выделения в отдельную службу. Дзержинское управление ПФР, готовясь к торжеству, собрало тогда немало интересных фактов и документов, рассказывающих о становлении пенсионного дела как в общероссийском, так и местном масштабах. Не пропадать же такому добру?! Так родилась идея увековечить в музейных экспозициях результаты «поисковой» работы, поведать о прошлом и настоящем этой важной службы.
Наш «пенсионный» музей получился миниатюрным, но очень «информативным» – ведет рассказ аж с 1663 года, с момента назначения первого в истории России пансиона – «лечебных» выплат раненым воинам.
На отдельном стенде – история пенсионного вопроса в эпоху социализма. Очень любопытный, скажу вам, экскурс в недалекое прошлое. Вы только представьте, что в 1918 году первый человек в государстве – Владимир Ленин – имел жалованье всего в 800 рублей, меньше, чем квалифицированные специалисты. При этом прожиточный минимум составлял 240 рублей, и платить меньше его работодатели не имели право. Сейчас же прожиточный минимум не равен зарплатному, а президентское жалованье не в три раза превышает официальный порог бедности. Да, история действительно поучительна…
Но самой интересной, пожалуй, стоит признать дзержинскую экспозицию – ее можно уже не только почитать, но и посмотреть. Благодаря реальным документам и экспонатам, вехи местной «пенсионной» истории «оживают». Вот копия приказа дзержинского горисполкома от 17 сентября 1930 года о введении в его штат должности социального работника – одного-единственного. Это потом пенсионными вопросами в нашем городе заправляли женщины, а первыми руководителями соцсферы у нас были мужчины – как гласят документы, товарищ Кириллов, затем товарищи Володин и Кудрявцев.
А вот еще один интереснейший документ – копия протокола какого-то заседания, где обсуждался городской бюджет на 1935 год с доходной частью в 5 миллионов рублей. На соцобеспечение дзержинцев тогда выделялось всего 19 тысяч, а вот затраты на здравоохранение и образование поражают воображение – 2,5 миллиона и 1,5 миллиона соответственно. Вот тебе и остаточное финансирование соцсферы по-социалистически, о котором нам так много рассказывали после развала Советского Союза… Кстати, дзержинским дорогам и на заре зарождения города доставалось немного – 10 тысяч рублей.
Благодаря музейным стендам, можно даже пополнить свой словарный запас. Знаете, что такое социальные аномалики? Оказывается, это нищие, беспризорные, проститутки, которых социальной службе (а отдел расчета и выплаты пенсий тогда входил в нее) предписывалось отлавливать и определять по назначению.
Есть в музее и «живые картинки» – например, модель рабочего места дзержинского соцработника в 60 – 70 годы. Среди экспонатов – арифмометр «Феликс», специальная машинка, производящая простейшие арифметические действия. Редчайшая по нынешним временам штука. Это презент завода им. Свердлова. Да и вообще музей создан на «подарочные» деньги – гости, приглашенные на прошлогодний юбилей ПФР, вместо традиционных картин и гербов дарили нашему управлению обещание помочь с музеем. Так что ни одной «пенсионной» копейки на уголок истории наше управление не потратило. Это так, к слову.
…По признанию начальника Дзержинского УПФР Владимира Сипрова, музей создавался, прежде всего, для начинающих сотрудников управления – чтобы знали, с чего все начиналось и в стране, и в городе. Но и для посетителей, которые через наш УПФР каждый день проходят сотнями, дорога сюда не заказана – можно подняться на второй этаж, в фойе, и посмотреть. Интересно же!
Елена Серова