Накануне открытия очередного сезона в театре драмы состоялся пробный показ, или, выражаясь театральным языком, «генеральный прогон» детского спектакля «Как Бабы-Яги сказку спасали».
Юморную и легкую сказку питерского драматурга и композитора Михаила Мокиенко поставил актер дзержинской драмы Валентин Морозов. «Бабы-Яги» – уже вторая его совместная работа с Мокиенко после прошлогодней «Дюймовочки».
Новая сказка – спектакль для современных детей. Он полон компьютерных спецэффектов – видеоклипы и компьютерная графика – «декорации» для классического театра непривычные, но нынешние школьники их очень любят… А потому театр не стал бороться со вкусами зрителей, а решил развлечь тем, что им нравится…
О новой работе и о том, какой театр нужен современным детям мы и поговорили с режиссером-постановщиком сказки «Как Бабы-Яги сказку спасали» Валентином Морозовым.
– Валентин Михайлович, традиция ставить спектакли для детей в театре драмы появилась, кажется, года два-три назад. Готовите себе аудиторию?
– А как же?! Сегодня этим озадачены все театры: если ты не готовишь аудиторию, она сама по себе не возникнет. Нужно с самого юного возраста приучать ребенка к театру… Но современные дети – зритель, испорченный телевидением, компьютером. Их рядовым спектаклем не удивишь. И чтобы быть интересным, современный детский театр должен стать интерактивным… В нашей новой сказке много клипов, мы использовали компьютерную графику…
– Тогда получается, что театр не воспитывает зрителя, а идет у него на поводу… Спектакль может прекрасно быть оснащенным технически, но по сути окажется пустым развлечением…
– Я надеюсь, наша сказка оставит добрый след в душе маленьких зрителей, а не только поразит спецэффектами.
– Детям какого возраста будет интересно посмотреть, как же все-таки Бабы-Яги сказку спасали?
– Вообще-то это сказка для школьников младших классов, но, надеюсь, будет интересна и родителям малышей.
– Родители современных школьников дорогу в театр еще не забыли? Или, извиняюсь, запихнут детей в зал, а сами ждут на улице или в коридоре?
– Вы знаете, этим почему-то чаще грешат наши учителя. Казалось бы, какой простор для обсуждений после совместного просмотра… Но о чем педагог будет разговаривать с учениками, если сам не видел того, что смотрели дети? «Понравилось – не понравилось» – это не обсуждение. Такой «культпоход» лишен смысла.
Детей нужно заставлять ходить в театры, в музеи, нужно «натаскивать» ребенка на культуру. Но делать это должна семья.
Кстати, сегодня родители очень часто на спектакли приходят вместе с детьми.
– Валентин Михайлович, а что для вас труднее: ставить сказку для детей или играть во «взрослом» спектакле?
– Сложно совмещать одно с другим. Каждый труд требует душевных затрат…
– Над новой сказкой долго работали?
– С прошлой весны, почти полгода… Сказка музыкальная, в ней много песен и танцевальных номеров. Причем поют актеры в живую, да при этом еще и танцуют… на роликовых коньках! Представляете, как это сложно?!
Вообще, работа в детском спектакле – всегда хорошая школа для актера. Спектакли для детей учат быть более подвижными, мобильными, воспитывают в артистах пластику, слух, умение одновременно двигаться и петь.
– А есть в сказке такая сцена, которая вам особенно нравится, которой вы гордитесь?
– Мне бы не хотелось выделять кого-то из актеров, чтобы никого не обидеть… Но есть в сказке сцена, когда Баба-Яга превращается в главную героиню Машу. Выполнить этот трюк было сложно. Ведь театр – это не телевидение: завертеться волчком, как это можно было бы в телевизионной сказке, и перевоплотиться одному персонажу в другой на театральной сцене невозможно. Но мы выкрутились, нашли интересный ход. И у нас получилась очень удачная, на мой взгляд, сцена. Думаю, те, кто посмотрит сказку, тоже ее оценят.
И еще мне понравилась импровизация Андрея Крайнюкова, исполнителя роли Старшей Бабы-Яги. По ходу одной из сцен он, разговаривая со своими «младшими сестрами», обратился к ним словами чеховской героини: «Сестры, милые сестры, будет у нас все хорошо и помянут нас добрым словом…». Взрослым зрителям шутка очень понравилась…
– Валентин Михайлович, роли главных героинь в вашей сказке достались именно актерам, а не актрисам. Получается, лучшая Баба-Яга – это мужчина?..
– Да, получается, что так. Роль Старшей Бабы-Яги досталась Андрею Крайнюкову, среднюю играет Вячеслав Рещиков, Денис Мартынов – младшая из «сестер».
– Валентин Михайлович, а вы как режиссер детских спектаклей, что предпочитаете из увлечений современных детей – кино, компьютер?
– Телевизор смотрю очень редко, компьютером тоже не увлекаюсь. Так чтов этом смысле я не современный ребенок, я читаю книги.
– И детские, наверняка, тоже? Изучаете детскую литературу, чтобы знать, что и из чего выбирать?
– Читаю, в основном, Чехова. Я имею в виду актера Михаила Чехова. К сожалению, до детской литературы руки не доходят. Благо, у меня богатый опыт работы в ТЮЗах: в Орловском, Брянском. Пользуюсь накопленным тогда «багажом». Вернее, в своих постановках ориентируюсь на то, на чем делали акцент в тех театрах…
– А на что?
– Чтобы детский спектакль был красочным, зрелищным…
– А как же «вечные ценности»?
– Доброта, любовь, дружба – это, конечно, в нашей сказке тоже есть.
– Валентин Михайлович, как вы понимаете, что спектакль получился, удался?
– По реакции зрителей. Ребенок, который сидит в зале, должен почувствовать себя участником происходящего. Если он начал сопереживать, пытается помочь героям, то значит, режиссер идет в верном направлении.
– Кто-то из маленьких зрителей уже видели «Как Бабы-Яги сказку спасали»?
– Да, конечно. На генеральной репетиции уже побывали воспитанники одного из детских домов и ученики музыкальной школы (№ ?). Им, судя по отзывам, сказка очень понравилась. Премьерный показ «Бабок-Ежек» состоится 20 октября. Приходите и вы.
– Спасибо большое за приглашение и за беседу.
Записала Елена Богомазова