Дзержинское время

Высокоскоростной поезд «Сапсан», прозванный в народе «хищной птицей», курсирует по российской железной дороге вот уже больше года. По планам авторов и лоббистов проекта запуска этого чуда немецкой техники в нашей стране, поезд должен был связать столицы трех регионов – Москву, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Однако недавно в эти планы было решено внести коррективу – отменить маршрут «Санкт-Петербург – Нижний Новгород».

Руководство ОАО «РЖД» признало данный маршрут бесперспективным по причине его низкой наполняемости. Как показал анализ пассажиропотока на маршруте, за год лишь 8% пассажиров следовало транзитом – в Москве выходил почти весь поезд, и далее вагоны шли практически пустыми. Подтвердил это и заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Лебедев, заявивший журналистам, что «сидячие поезда» на таком дальнем расстоянии, как «Нижний Новгород – Санкт-Петербург» спросом не пользуются – пассажиры предпочитают «Сапсану» поезда дальнего следования с «лежачими местами».

Впрочем, есть и другие причины, по которым сокращается маршрут. Одной из них вполне можно считать создание на Курском вокзале в Москве, куда прибывает транзитный поезд, пункта досмотра пассажиров. Дело в том, что досмотр пассажиров сразу двух поездов (сейчас транзитные «Сапсаны» прибывают с разных сторон в одно время) потребовал бы дополнительной платформы. Это неизбежно привело бы к изменению расписания десятков поездов. Кроме того, есть и чисто финансовая сторона вопроса – обслуживание транзитного поезда оборачивается дополнительными расходами: за 15 минут, в течение которых он стоит в Москве, уборщикам нужно было сменить чехлы подголовников почти всех кресел и фактически готовить поезд в новый рейс.

Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс службу РЖД, отмена маршрута состоится уже в ноябре. В итоге, по мнению экспертов, есть смысл заменить транзитные поезда на дополнительные прямые между каждой парой городов. Что, скорее всего, РЖД и сделает.