Согласно официальной статистике, из более чем 140 миллионов человек, населяющих Россию, 50 миллионов имеют водительские права. Мы не будем утверждать, что все эти люди заканчивали автошколы. У нас в стране всякое бывает. Но вопросов к учебным заведениям, где готовят водителей, сегодня тоже достаточно. Для их обсуждения и собрались представители дзержинских автошкол в прошлый четверг в актовом зале местной ГИБДД.
Мы все учились понемногу…
По словам начальника РЭО Александра Колпакова, ставшего главным «распорядителем» встречи, в текущем году отмечен рост ДТП с участием водителей со стажем от одного до трех лет. Вместе с этим процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза резко снизился. В общем и целом этот показатель колеблется от 41 до 53 процентов всех испытуемых. Получается, больше половины курсантов не могут с первого раза справиться с испытанием. «Как видим, связь между количеством пересдач и числом аварий налицо. Что скажете по этому поводу?» – обратился к собравшимся Александр Колпаков. Ответом ему была тишина.
«Господа, у нас есть статистика показателей всех имеющихся в городе автошкол. Из этих данных четко следует, кто является «лидером» списка пересдач. В ближайшее время мы опубликуем этот список на своем сайте. И, думается, кое у кого возникнут сложности с набором учебных групп… Никто вас, упаси Бог, не пугает! Руководство ГИБДД предлагает вам начать искать решение проблемы совместными усилиями! Озвучьте свои версии происходящего», – напирал Александр Евгеньевич. И вновь его слова повисли в воздухе.
«Учиться» можно по-разному…
Тогда майор пустил в ход «тяжелую артиллерию». По его словам, сегодня во многих автошколах есть так называемые «мертвые души», то есть люди, которые числятся курсантами, но занятия по каким-то причинам не посещают. Подобная ситуация нередко складывается, когда в школу приходит человек, который «умеет водить, но прав у него нет». Он видит своей сверхзадачей получить вожделенный документ, и только, а вот учиться не считает нужным. Не беремся судить, на каких условиях некоторые руководители автошкол принимают таких доморощенных шумахеров, но факт остается фактом. Впрочем, этот упрек стража дороги тоже был, что называется «проглочен», и ответов на него не последовало. То ли никто из присутствующих руководителей автошкол не чувствовал за собой подобной оплошности, то ли, устыдившись, не захотел спорить…
Плати больше – узнаешь лучше..
«Совсем не редко преподавателями становятся случайные люди, которым, в общем-то, безразлично, что дальше будет с курсантом: он свое отчитал – откатал, остальное не его дело. Господа, бизнес есть бизнес, но вы, уж извините за сравнение, не горячими пирожками на вокзале торгуете! Неужели не понимаете, что от вас во многом зависит, как ваш вчерашний выпускник ведет себя за рулем? Откуда такая невнимательность к кадрам?», – негодовал майор Колпаков.
И вот тут-то зал, наконец, разразился ответными репликами. В основном они свелись к тому, что каждому кандидату в преподаватели или инструктора «в душу не заглянешь» и вообще… зарплата педсостава оставляет желать лучшего, потому «очередей перед отделом кадров нет». «За те деньги, которые мы сегодня платим инструктору, мало кто готов работать. Предложить больше нет возможности – придется поднимать плату за обучение, что неизбежно приведет к оттоку желающих учиться у нас», – высказался представитель одной из известных в городе автошкол.
Это утверждение нашло поддержку в рядах «товарищей по цеху». Однако развитие темы было остановлено очередным упоминанием господина Колпакова о «пирожках и людях». Пожалуй, в этом плане поспорить с офицером достаточно сложно: уж коль скоро предприниматель взялся оказывать услугу за им же означенную плату, так пусть делает это добросовестно. И тут уж не особо важно – пирожками он торгует, окна вставляет или езде обучает. Вот только в последнем случае, думается нам, огрехи и недоработки имеют куда более серьезные последствия, нежели в двух предыдущих, ведь их ценой вполне могут стать чьи-то жизни.
Не умением, а числом?
Также начальник РЭО обратил внимание собравшихся на тот факт, что из четырнадцати имеющихся в городе автошкол «лидерами черного списка» являются наиболее крупные учебные заведения. Прозвучало мнение, что, получив лицензию на обучение неограниченного количества курсантов, лидеры рынка не считают нужным расширять техническую базу и штат преподавателей. В результате учебные группы разрастаются, а инструктора «откатывают» по 12 – 15 часов в день.
И вновь на ум приходит сравнение курсантов с пирожками. Вот только в случае с этим хлебобулочным изделием, возможно, и получится «стричь» прибыль от количества, а не от качества продукта. А вот к знаниям, умениям и навыкам людей, которые через какое-то время сядут за руль, наверное, нужен принципиально иной подход…
Помнится, мы уже описывали встречу представителей ГАИ и автошкол. Состоялась она без малого год назад. И, как это ни прискорбно, за истекшее время ситуация в лучшую сторону не изменилась: претензии у инспекторов остались, а процент пересдач вырос…
Что же, остается только надеяться на то, что после очередной встречи в ситуации случится новый поворот. Исчезнут из автошкол «случайные» педагоги, а оставшиеся будут делать основной упор на то, чтобы завтрашний водитель был всесторонне готов к дороге, а не просто мог «сдать экзамен в ГАИ»…
Евгений Павлычев