Провозгласив свою открытость и желание завязать конструктивный диалог с гражданским обществом, власти с удивлением (по крайней мере, на словах) обнаружили, что их начинания не подхватываются с восторгом, а в ряде случаев откровенно игнорируются другой стороной. Это дало основание говорить о пассивности населения, его неспособности взяться за лечение застарелых социальных болезней. Почему же диалог власти и общества налаживается с большим трудом?
Сегодня всем понятно, что между государством и гражданским обществом возникла стена отчуждения, преодолеть которую в одночасье не получится. Не будем лукавить, интересы общества в последние годы очень часто отодвигались на второй план, что способствовало потере у людей желания не только действовать в публичном пространстве, но и даже задумываться о чем-либо другом, кроме собственного выживания.
Действенным средством «перевоспитания» в этой ситуации может стать создание, например, более благоприятной среды для жизни, а инструментом – эффективная социальная политика государства. Позитивные системные изменения условий жизни способны изменить человека.
Объяснить этот тезис попробуем на примере деятельности государства в жилищной сфере. Кстати, именно ее ускоренное развитие в свое время способствовало экономическому росту и повышению благосостояния жителей западных стран, помогло сформировать устойчивые механизмы их вовлеченности в процессы самоуправления. В свою очередь, это привело к повышению гражданской активности, нашедшей выражение в различных программах развития муниципальных образований.
Главной целью, которую преследовали западные государства при модернизации жилищной политики, было поощрение застройщиков к возведению новых домов. Основными инструментами при этом являлись кредитование и субсидирование коммерческих фирм, некоммерческих ассоциаций домостроителей и кооперативов для строительства жилья. Государство предлагало землю под строительство по низким ценам, причем само участвовало в возведении жилья с прямым бюджетным финансированием.
К сожалению, в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений российского государства в данный сектор экономики сократилась более чем в четыре раза (с 85% в конце 80-х до 20% в конце 90-х гг. ХХ в.). Многие же социальные проекты последних лет, например, проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», должны были принести не столько социальный эффект в виде качественного скачка в решении жилищной проблемы национального масштаба, сколько политические дивиденды в форме укрепления лояльного отношения населения к власти. Достижение желаемого результата изначально было ориентировано на создание мифов о заботе государства о людях, воспринимаемых на уровне эмоций.
Основным же приоритетным направлением государственной жилищной политики была избрана поддержка ипотечного кредитования, оказавшего, впрочем, слишком дорогим удовольствием. С началом мирового финансово-экономического кризиса, когда личные доходы граждан стали нестабильными, а в ряде случаев серьезно уменьшились, ситуация усложнилась. Иными словами, «доступность» ипотеки оказалась декларацией: для большинства населения она не по карману.
Однако в ходе реализации этого проекта был накоплен негативный политический эффект, который сегодня лишь усилился, так как мифы развеялись, а люди перестали в них верить.
Увы, но до сих пор в отношениях между властью и гражданским обществом преобладал не столько полноценный заинтересованный диалог, сколько манипулятивные технологии, когда собеседник рассматривался не как суверенная личность, а как объект использования в корыстных целях. Принцип равенства сторон, право на свободу слова и самостоятельность не являлись ценностью.
Многие преобразования оказались предметно непроработанными, непродуманными, противоречивыми. С одной стороны, население приглашалось к участию в реформировании, а с другой – отчуждалось от принятия важнейших решений.
Между тем честный диалог власти и населения, безусловно, обладает креативной силой реформирования, ибо позволяет, не нарушая независимости его участников, свободно создать более широкое, совместное информационное поле взаимодействия. А значит, сделать реальный шаг к решению проблемы.
А. Егоров