Поводом для этой публикации стал один любопытный материал – презентация для учителей начальных классов под названием «Что изменится в начальной школе с введением ФГОС?». Презентация на примере схем и картинок рассказывает, как и чему отныне будут учить младших школьников. Это что-то вроде руководства к действию для педагогов. Надо сказать, от просмотра этой презентации понятнее и милее непосвященному в тонкости образовательного дела человеку новые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) не стали. А вот напугать, если честно, напугали… О том, нужно ли менять образовательные стандарты, спорят до сих пор… Хотя, нет, споры уже не ведутся – те, кто еще год – полтора назад протестовали, дискутировали с разработчиками стандартов, видимо, уже отчаялись. Попытки общественности убедить высоких чиновников от образования в том, что «такой стандарт нам не нужен», ни к чему не привели. Недовольным дали возможность высказаться, создали тем самым видимость открытого, как сегодня принято говорить, диалога. А что в итоге? А в итоге получилось, как в басне: Васька послушал-послушал… В общем, пока разработчики новых стандартов делали вид, что советуются с общественностью по поводу того, каким должно быть новое образование в старшей школе, к ученикам младших классов пришел ФГОС. Уже с этого года первоклашек начали учить по новым стандартам. И первоклассников дзержинских школ – в том числе… Каким будет это нововведение, красочно описывается в той самой презентации, которую получили учителя нескольких школ накануне нового учебного года. Если честно, обычному человеку, не связанному с образовательной деятельностью, разобраться в формулировках и определениях новых ФГОСов очень сложно. Через многочисленные «ООПы», «УУДы», «регулятивные» и «метапредметные» приходится буквально продираться, как через колючки тернового куста. И это неуважение авторов проекта к родителям – им, не владеющим специальной терминологией, понять, чему же теперь учат в школе их детей, практически невозможно. Хорошо, авторы проекта оказались людьми творческими, а объяснения их образными и аллегоричными. Благодаря им одно стало понятно точно: начальная школа с введением стандартов изменится до неузнаваемости. А вот теперь давайте разберемся, в лучшую ли сторону? До основания разрушим, а потом? Прежде, как доказывают презентационные материалы, основная задача школы была дать хорошие прочные знания. Но традиционный взгляд на систему образования, по мнению разработчиков ФГОСов, настолько устарел, что совершенно не вписывается в новую жизнь. Обучать предметам, считают они, сегодня бессмысленно. Знания должны быть практичными, такими, чтобы ими можно было пользоваться в жизни. Но разработчики стандартов почему-то не подумали о том, что знания, которые давал детям школьный учитель до сих пор, тоже практичны. Очевидно же, что, получая от учителя знания (по любому из школьных предметов), ребенок развивается – учится мыслить. Из этого умения, в конечном итоге, и вырастает личность. Кстати, говоря о «практичности» знаний. Недавно по этому поводу очень уместно пошутили в одной из комедийных передач. Дебиловатого вида гопник делился с приятелем размышлениями о том, что в школе можно отменить все уроки, а оставить только переменки. Ведь самому важному, всему, что действительно пригодилось ему в жизни, он учился на переменках. Смешно и грустно. «Образование должно быть прогрессивным» – не успокаиваются сторонники стандартов. Детей надо прежде всего научить справляться с трудностями, сделать так, чтобы школа стала школой жизни. А для этого и нужно «развить личность ученика». Ученик должен стать самостоятельным. Он должен уметь ставить цели, планировать, уметь добывать информацию. Но господа новаторы, как нам показалось, слишком самонадеянны, чтобы не помнить, что и прежнее образование стремилось к тому же. И, тем не менее, предугадать, какими выйдут дети из теперешней школы, сложно. Ведь совершенно непонятно, как и за счет чего будут развиваться личности нынешних учеников, если давать «хорошие прочные знания», как это было раньше, перестало быть целью образования. Интересно, а чем новые результаты отличаются от прежних, если цель у образования одна. (Как бы ни пытались разработчики новых стандартов убедить нас, что они первые придумали воспитывать развитую личность). И разве старое образование не было таковым? Ведь, давая ребенку знания, оно тем самым развивало его сознание, мышление, кругозор… Это ли не развитие? Компьютер – всему голова Сегодня, считают авторы стандартов, крайне важно научить школьника компьютерной грамоте. Но не кажется ли вам, что, благодаря этому «усовершенствованию», отечественное образование сделает, скорее, шаг назад, а не вперед. Компьютер «убивает» личность – об этом сегодня говорится так много. И, тем не менее, он становится важной составляющей системы обучения. Правда, компьютерных гениев, наподобие Билла Гейтса или Стива Джобсона, отечественная школа воспитает вряд ли. Боимся, наплодит она лишь мальчиков и девочек, только и способных нажимать на клавиши. Кстати, доказать преимущества новой системы образования разработчики ФГОСов решили с помощью простой картинки. На ней традиционная система обучения показана в виде деревьев, которые почти не дают плодов. И только новое образование, носящее гордое имя «развивающего», рисует картинка, дает многочисленные «плоды» – «новые результаты образования». А другого доказательства, посерьезнее, у них не нашлось что ли? Может быть, есть какие-то научные подтверждения? И здесь в качестве аргументов авторы презентации рисуют еще одну картинку – пострашнее. Здесь ученик, которого обучают по-старинке, изображен в виде Буратино. У него замотан рот, он привязан к стулу, а Лиса Алиса и Кот Базилио в роли монстров-педагогов старого образца через воронки вливают ему «знания» в уши. Это оскорбительное сравнение вряд ли сделает сторонниками ФГОСов его противников. А вот обидит сильно. Ведь, что бы ни говорили, старая школа и педагоги, работающие в ней, были далеко не так ужасны, как рисуют их нам теперь. А вот чиновники во ФГОСах для начальной школы не видят ничего страшного. В дзержинском управлении образования нам заявили, что презентация просто не отражает сути новых стандартов. Она всего лишь неудачно выполнена. На самом деле, ФГОСы не так и страшны. Правда, в чем их преимущества перед старой школой, нам так и осталось не понятно. Разница? Разница есть! «Это просто немножко другой подход к образованию», – объяснила нам при личной встрече руководитель сектора общего образования местного УО Татьяна Вилкова. «Раньше учитель преподносил ребенку знания на блюдечке, а теперь педагог должен нацелить ученика, но до главного ребенок должен уметь дойти самостоятельно», – рассказывала Татьяна Федоровна. И все же меня не покидает ощущение дежавю. Где-то это я уже слышала или читала. Но я по-прежнему не понимаю, чем все-таки стандарты нового образования лучше старых, и все тут. Понятно, если бы дети умели с детства доходить до всего сами, и при этом всякий раз шли бы в правильном направлении, тут не только школа и педагог, тут и родители бы не понадобились. А для того, чтобы научиться делать выводы и «доходить» самостоятельно, у ребенка должны быть «инструменты» – те знания, с помощью которых он и будет совершать открытия, познавать. И поэтому, прежде всего ему нужно дать эти знания. А то, если следовать логике наших «изобретателей» от образования, ребенка не надо учить говорить, совершенно не обязательно учить читать – пусть сами стараются. А там уж куда кривая выведет? Научится – хорошо, молодец, не сумеет – сам виноват. «Новая школа будет не учить, а воспитывать» – кричат в свое оправдание чиновники. Уж, простите, дорогие, но оставьте эту обязанность родителям. Государственные стандарты здесь – как пятое колесо в телеге, совершенно ни при чем. А в ответ – тишина Приведу цитату одной из учительниц, выступивших в Интернете. «Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая», – пишет она. Сразу оговорюсь, что это пишет преподаватель литературы. Но тоже самое может сказать и любой другой учитель. Но большинство дзержинских педагогов, увы, молчат. А если и высказываются против, то в конфиденциальных беседах, боясь, что их имена прозвучат с газетных страниц. Правда, местное управление образования искренне уверено, что не любить новые стандарты просто невозможно. «Их отвергают те, кто не хочет учиться, например, работать на компьютере, те, кто не готовы к новшествам», – считает Татьяна Федоровна. «Ведь стандарты призваны прежде всего изменить педагогов. Работая по старой системе, приходилось педагогов все время «шевелить», заставлять что-то делать. Сегодня все будет иначе – не хочешь, не надо». А еще в управлении образования с гордостью рапортуют о том, что они сделали все, чтобы подготовить учителей к новшеству – 136 часов в прошлом году каждый педагог начальной школы потратил на то, чтобы прослушать курс, посвященный новым стандартам. Но, по-моему, этого не достаточно. Для того, чтобы понять, работает новшество или нет, его нужно вначале испытать и только потом вводить. К тому же, реформа реформой, а работать по-новому придется не тем, кто новшество разрабатывал и вводил, а обычным педагогам, у которых и без того дел много. И вряд ли новые стандарты помогут их решить. Скорее, наоборот. Уже сегодня учителя жалуются на то, что «писанины и бумажной работы стало больше». А ради чего? Навязать нормативные акты, конечно, можно, но вот будет ли от этого лучше результат, еще не известно. Проблема в том, что главные инструменты учителя в общении с учениками – не только его предметные знания, но и он сам, его собственное отношение к ученикам. И если учитель погряз в текучке бумажных дел и веренице уроков, у него мало времени даже на собственное учение, то как ему учить? Неужели в этом вопросе ему поможет стандарт, устанавливающий такое требование? И все это при том, что, например, принципиальных изменений в зарплате у учителей так и не произошло и, скорее всего, не случится в будущем. Ведь, в соответствии с существующей сегодня системой оплаты труда, за более или менее жизнеспособную зарплату педагогу надо «убиться» на работе. И большинство из них так и делают. Хотя в дзержинском образовании, как утверждают в управлении, все хорошо. Средняя зарплата учителя составляет 17 тысяч. «Вы уверены?» – поинтересовалась я. «Да», – ответили мне, не задумываясь. Противники ФГОСов и по сей день говорят, что лучше было бы, если систему образования оставили в покое и не терзали ее нововведениями. Ведь образование – институт консервативный. И в этом его ценность. Правда, протестовало и возмущалось в основном виртуальное сообщество. Учителя предпочитают молчать, новые ФГОСы не обсуждают и уж тем более прилюдно не осуждают. Не привыкли наши педагоги открыто высказываться – не так воспитаны. Они, как загнанные рабочие лошадки, тянут свою трудовую повинность и молчат… Им от стандартов, как с подводной лодки, теперь никуда уже не деться… Так стоит ли возмущаться?
Образование, как карикатура?
Поводом для этой публикации стал один любопытный материал – презентация для учителей начальных классов под названием «Что изменится в начальной школе с введением ФГОС?». Презентация на примере схем и картинок рассказывает, как и чему отныне будут учить младших школьников. Это что-то вроде руководства к действию для педагогов. Надо сказать, от просмотра этой презентации понятнее и милее непосвященному в тонкости образовательного дела человеку новые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) не стали. А вот напугать, если честно, напугали… О том, нужно ли менять образовательные стандарты, спорят до сих пор… Хотя, нет, споры уже не ведутся – те, кто еще год – полтора назад протестовали, дискутировали с разработчиками стандартов, видимо, уже отчаялись. Попытки общественности убедить высоких чиновников от образования в том, что «такой стандарт нам не нужен», ни к чему не привели. Недовольным дали возможность высказаться, создали тем самым видимость открытого, как сегодня принято говорить, диалога. А что в итоге? А в итоге получилось, как в басне: Васька послушал-послушал… В общем, пока разработчики новых стандартов делали вид, что советуются с общественностью по поводу того, каким должно быть новое образование в старшей школе, к ученикам младших классов пришел ФГОС. Уже с этого года первоклашек начали учить по новым стандартам. И первоклассников дзержинских школ – в том числе… Каким будет это нововведение, красочно описывается в той самой презентации, которую получили учителя нескольких школ накануне нового учебного года. Если честно, обычному человеку, не связанному с образовательной деятельностью, разобраться в формулировках и определениях новых ФГОСов очень сложно. Через многочисленные «ООПы», «УУДы», «регулятивные» и «метапредметные» приходится буквально продираться, как через колючки тернового куста. И это неуважение авторов проекта к родителям – им, не владеющим специальной терминологией, понять, чему же теперь учат в школе их детей, практически невозможно. Хорошо, авторы проекта оказались людьми творческими, а объяснения их образными и аллегоричными. Благодаря им одно стало понятно точно: начальная школа с введением стандартов изменится до неузнаваемости. А вот теперь давайте разберемся, в лучшую ли сторону? До основания разрушим, а потом? Прежде, как доказывают презентационные материалы, основная задача школы была дать хорошие прочные знания. Но традиционный взгляд на систему образования, по мнению разработчиков ФГОСов, настолько устарел, что совершенно не вписывается в новую жизнь. Обучать предметам, считают они, сегодня бессмысленно. Знания должны быть практичными, такими, чтобы ими можно было пользоваться в жизни. Но разработчики стандартов почему-то не подумали о том, что знания, которые давал детям школьный учитель до сих пор, тоже практичны. Очевидно же, что, получая от учителя знания (по любому из школьных предметов), ребенок развивается – учится мыслить. Из этого умения, в конечном итоге, и вырастает личность. Кстати, говоря о «практичности» знаний. Недавно по этому поводу очень уместно пошутили в одной из комедийных передач. Дебиловатого вида гопник делился с приятелем размышлениями о том, что в школе можно отменить все уроки, а оставить только переменки. Ведь самому важному, всему, что действительно пригодилось ему в жизни, он учился на переменках. Смешно и грустно. «Образование должно быть прогрессивным» – не успокаиваются сторонники стандартов. Детей надо прежде всего научить справляться с трудностями, сделать так, чтобы школа стала школой жизни. А для этого и нужно «развить личность ученика». Ученик должен стать самостоятельным. Он должен уметь ставить цели, планировать, уметь добывать информацию. Но господа новаторы, как нам показалось, слишком самонадеянны, чтобы не помнить, что и прежнее образование стремилось к тому же. И, тем не менее, предугадать, какими выйдут дети из теперешней школы, сложно. Ведь совершенно непонятно, как и за счет чего будут развиваться личности нынешних учеников, если давать «хорошие прочные знания», как это было раньше, перестало быть целью образования. Интересно, а чем новые результаты отличаются от прежних, если цель у образования одна. (Как бы ни пытались разработчики новых стандартов убедить нас, что они первые придумали воспитывать развитую личность). И разве старое образование не было таковым? Ведь, давая ребенку знания, оно тем самым развивало его сознание, мышление, кругозор… Это ли не развитие? Компьютер – всему голова Сегодня, считают авторы стандартов, крайне важно научить школьника компьютерной грамоте. Но не кажется ли вам, что, благодаря этому «усовершенствованию», отечественное образование сделает, скорее, шаг назад, а не вперед. Компьютер «убивает» личность – об этом сегодня говорится так много. И, тем не менее, он становится важной составляющей системы обучения. Правда, компьютерных гениев, наподобие Билла Гейтса или Стива Джобсона, отечественная школа воспитает вряд ли. Боимся, наплодит она лишь мальчиков и девочек, только и способных нажимать на клавиши. Кстати, доказать преимущества новой системы образования разработчики ФГОСов решили с помощью простой картинки. На ней традиционная система обучения показана в виде деревьев, которые почти не дают плодов. И только новое образование, носящее гордое имя «развивающего», рисует картинка, дает многочисленные «плоды» – «новые результаты образования». А другого доказательства, посерьезнее, у них не нашлось что ли? Может быть, есть какие-то научные подтверждения? И здесь в качестве аргументов авторы презентации рисуют еще одну картинку – пострашнее. Здесь ученик, которого обучают по-старинке, изображен в виде Буратино. У него замотан рот, он привязан к стулу, а Лиса Алиса и Кот Базилио в роли монстров-педагогов старого образца через воронки вливают ему «знания» в уши. Это оскорбительное сравнение вряд ли сделает сторонниками ФГОСов его противников. А вот обидит сильно. Ведь, что бы ни говорили, старая школа и педагоги, работающие в ней, были далеко не так ужасны, как рисуют их нам теперь. А вот чиновники во ФГОСах для начальной школы не видят ничего страшного. В дзержинском управлении образования нам заявили, что презентация просто не отражает сути новых стандартов. Она всего лишь неудачно выполнена. На самом деле, ФГОСы не так и страшны. Правда, в чем их преимущества перед старой школой, нам так и осталось не понятно. Разница? Разница есть! «Это просто немножко другой подход к образованию», – объяснила нам при личной встрече руководитель сектора общего образования местного УО Татьяна Вилкова. «Раньше учитель преподносил ребенку знания на блюдечке, а теперь педагог должен нацелить ученика, но до главного ребенок должен уметь дойти самостоятельно», – рассказывала Татьяна Федоровна. И все же меня не покидает ощущение дежавю. Где-то это я уже слышала или читала. Но я по-прежнему не понимаю, чем все-таки стандарты нового образования лучше старых, и все тут. Понятно, если бы дети умели с детства доходить до всего сами, и при этом всякий раз шли бы в правильном направлении, тут не только школа и педагог, тут и родители бы не понадобились. А для того, чтобы научиться делать выводы и «доходить» самостоятельно, у ребенка должны быть «инструменты» – те знания, с помощью которых он и будет совершать открытия, познавать. И поэтому, прежде всего ему нужно дать эти знания. А то, если следовать логике наших «изобретателей» от образования, ребенка не надо учить говорить, совершенно не обязательно учить читать – пусть сами стараются. А там уж куда кривая выведет? Научится – хорошо, молодец, не сумеет – сам виноват. «Новая школа будет не учить, а воспитывать» – кричат в свое оправдание чиновники. Уж, простите, дорогие, но оставьте эту обязанность родителям. Государственные стандарты здесь – как пятое колесо в телеге, совершенно ни при чем. А в ответ – тишина Приведу цитату одной из учительниц, выступивших в Интернете. «Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая», – пишет она. Сразу оговорюсь, что это пишет преподаватель литературы. Но тоже самое может сказать и любой другой учитель. Но большинство дзержинских педагогов, увы, молчат. А если и высказываются против, то в конфиденциальных беседах, боясь, что их имена прозвучат с газетных страниц. Правда, местное управление образования искренне уверено, что не любить новые стандарты просто невозможно. «Их отвергают те, кто не хочет учиться, например, работать на компьютере, те, кто не готовы к новшествам», – считает Татьяна Федоровна. «Ведь стандарты призваны прежде всего изменить педагогов. Работая по старой системе, приходилось педагогов все время «шевелить», заставлять что-то делать. Сегодня все будет иначе – не хочешь, не надо». А еще в управлении образования с гордостью рапортуют о том, что они сделали все, чтобы подготовить учителей к новшеству – 136 часов в прошлом году каждый педагог начальной школы потратил на то, чтобы прослушать курс, посвященный новым стандартам. Но, по-моему, этого не достаточно. Для того, чтобы понять, работает новшество или нет, его нужно вначале испытать и только потом вводить. К тому же, реформа реформой, а работать по-новому придется не тем, кто новшество разрабатывал и вводил, а обычным педагогам, у которых и без того дел много. И вряд ли новые стандарты помогут их решить. Скорее, наоборот. Уже сегодня учителя жалуются на то, что «писанины и бумажной работы стало больше». А ради чего? Навязать нормативные акты, конечно, можно, но вот будет ли от этого лучше результат, еще не известно. Проблема в том, что главные инструменты учителя в общении с учениками – не только его предметные знания, но и он сам, его собственное отношение к ученикам. И если учитель погряз в текучке бумажных дел и веренице уроков, у него мало времени даже на собственное учение, то как ему учить? Неужели в этом вопросе ему поможет стандарт, устанавливающий такое требование? И все это при том, что, например, принципиальных изменений в зарплате у учителей так и не произошло и, скорее всего, не случится в будущем. Ведь, в соответствии с существующей сегодня системой оплаты труда, за более или менее жизнеспособную зарплату педагогу надо «убиться» на работе. И большинство из них так и делают. Хотя в дзержинском образовании, как утверждают в управлении, все хорошо. Средняя зарплата учителя составляет 17 тысяч. «Вы уверены?» – поинтересовалась я. «Да», – ответили мне, не задумываясь. Противники ФГОСов и по сей день говорят, что лучше было бы, если систему образования оставили в покое и не терзали ее нововведениями. Ведь образование – институт консервативный. И в этом его ценность. Правда, протестовало и возмущалось в основном виртуальное сообщество. Учителя предпочитают молчать, новые ФГОСы не обсуждают и уж тем более прилюдно не осуждают. Не привыкли наши педагоги открыто высказываться – не так воспитаны. Они, как загнанные рабочие лошадки, тянут свою трудовую повинность и молчат… Им от стандартов, как с подводной лодки, теперь никуда уже не деться… Так стоит ли возмущаться?