Чистота многих дворов нашего города, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Многие наши читатели, например, дворника в своих «угодьях» не видели уже несколько месяцев, зато быстро растущие кучи мусора вынуждены созерцать ежедневно. Так куда же делись дворники с наших улиц?
Помните, мы уже не раз писали об ухищрениях управляющих компаний. Они и «летучие» бригады организовывали, и радио-маячки на дворников вешали. Ан нет, вернулись-таки к привычной и годами проверенной схеме, когда за определенным дворником закреплен определенный участок. Но, как нам рассказал руководитель пресс-службы группы управляющих компаний «Управдом» Александр Марков, «летучки» и сейчас организуются во время субботников для уборки заваленных контейнерных площадок.
«Да, дворников не хватает. А к снегопадам их станет еще меньше – уйдут люди, не желая выполнять тяжелую работу за более чем скромную зарплату. У нас в некоторых компаниях несколько вакансий на работу дворником не закрыты месяцами…» – сказал нам Александр Евгеньевич. А вот объясняет он сложившуюся ситуацию весьма просто: зарплату дворникам повышать просто не из чего. «Тариф на техническое обслуживание жилфонда, из которого платится зарплата дворникам, не менялся уже два года. Следовательно, платить больше просто нет возможности», – мотивировал свои слова Марков.
Так-то оно так, вот только рядовому горожанину, исправно вносящему коммунальные платежи, не все ли равно, какие трудности испытывает управляющая компания? Есть ли у него желание вникать, каким образом распределяются уплаченные им деньги? Наверное, все-таки нет. А вот ответ на вопрос: когда, наконец, во дворах наступит порядок, напротив, живо интересует. Безо всяких там «в случае…» или «если…»!
Кто же должен контролировать управляющие компании в части соблюдения ими санитарных норм, то бишь поддержания дворов в чистоте? Кто, как не городская власть? К ее-то представителю в лице заместителя мэра по ЖКХ Денису Бакиеву мы и обратились по телефону с вопросом, существует ли норматив, регулирующий количество дворников, и кто должен следить за соблюдением этого норматива? Ответ Дениса Ильдусовича прозвучал несколько пространно: «Главный норматив в этой ситуации – чистота. Если в городских дворах порядок, то не все ли равно, сколько дворников его поддерживают – десять или сто?.. Да хоть бы и один! Если справляется – то никаких вопросов». Что ж, если «порядок», наверное, «все равно», и говорить не о чем – порядок же, а вот если нет его – тут-то и возникают вопросы, заданные чиновнику.
После с разговора с Бакиевым мы переадресовали вышеозначенные вопросы руководителю пресс-службы городской администрации Светлане Забалуевой. От нее и узнали, что норматив существует, и положения его не менялись с достопамятных советских времен. Однако далеко не все эти положения сегодня применимы. В частности, в «древнем» нормативе, естественно, нет ни слова о механизированной уборки территорий. Вместе с этим, по заверению Светланы Михайловны, ответственность за уборку дворовых территорий целиком и полностью лежит на плечах управляющих компаний. «Как частник обеспечит чистоту – его дело, но во дворах должно быть чисто», – резюмировала госпожа Забалуева.
Примечательно, что, по ее словам, у муниципалитета нет рычагов юридического давления на управляющую компанию. «Применять санкции к частникам за плохую уборку может инспекция административно-технического надзора или государственная жилищная инспекция. Обе эти структуры находятся в областном подчинении… Администрация же, проведя очередной рейд по дворам, может воздействовать исключительно на уровне морального давления – собирать руководство нерадивых управляющих компаний на совещания и взывать к их здравому смыслу», – разъяснила Светлана Михайловна.
Очевидно, ни здравый смысл, ни совесть коммунальщиков не откликаются на чиновничьи призывы… И, думается нам, что если ситуация с «дефицитом» дворников не будет переломлена, то уже наши внуки смогут увидеть человека с метлой только на страницах учебника истории с подписью: «Дворник – лицо, осуществляющее расчистку дворов от мусора, опавшей листвы и снега. В настоящее время не встречается».
Евгений Павлычев