Встречаясь на днях с западными экспертами, членами «Валдайского клуба», Владимир Путин был вынужден признать, что нынешняя система управления постепенно исчерпывает себя. В политической области наметились застойные явления, которые тормозят прогрессивные реформы.

Справедливости ради премьер не забыл и похвалить действующую модель управления страной. Она, по его словам, смогла восстановить Конституцию на всей территории страны, обеспечить высокие темпы экономического роста, социальные стандарты и повысить жизненный уровень людей. Путин с удовлетворением подчеркнул, что за 10 лет уровень доходов граждан вырос в 2,4 раза. Доходы пенсионеров при этом увеличились еще больше – в 3,3 раза. Численность населения, живущего за чертой бедности, уменьшилась. Если в 2006-м за чертой бедности проживало 21,5 миллиона россиян, то в 2010 году – 18,5 миллиона. Это, заключил премьер, позволило обеспечить безопасность страны.

Между тем, на наш взгляд, поводов оценивать нынешнее положение дел в социальной сфере с оптимизмом не так уж и много. В самом деле, наметившаяся было тенденция к сокращению числа бедных постепенно сходит на нет. Статистические данные свидетельствуют, что снижается уровень жизни населения со средними доходами. В кризис минимальные социальные гарантии были заморожены, и никаких мер по отношению к трудоспособному населению, способных принципиально изменить ситуацию к лучшему, не предпринималось.

Не упомянул Путин и об инфляции, которая больно ударила по социально незащищенным слоям населения, тем же пенсионерам. К сожалению, значительное повышение цен на товары первой необходимости, равно как и ежегодный рост тарифов на услуги ЖКХ, по большей части «съели» прибавку к их доходам.
По меньшей мере спорной является трактовка премьер-министром современной безопасности. Ведь ее содержание значительно шире, чем уровень доходов и даже простой рост экономических показателей. Обеспечение безопасности подразумевает не только медленный прогресс в социальной сфере, но и создание возможностей для выхода на новый, более качественный уровень развития. Другими словами, безопасность – это способность общества в целом, и личности в частности, развиваться в условиях конфликтов, неопределенности и риска.

Можно ли с этой точки зрения заявить о решении проблемы безопасности в социальной сфере? Увы, нет. Наш социум в настоящее время не способен обеспечить человеку достойную жизнь, которая включает в себя высокое качество социальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, социальной защиты и природной среды. Гарантии прав и свобод человека на практике работают слабо, в том числе из-за неповоротливости судебной машины.
Не блестяще показал себя и действующий механизм обеспечения социальной безопасности. Его миссия состоит в том, чтобы вовремя распознавать наиболее острые проблемы с их последующим распределением на ординарные и неординарные. Первые, по логике, следует направлять в компетентные государственные организации для рутинного решения. Неординарные проблемы требуют принятия специальных мер, в том числе перестройки институтов нынешней политической системы. Последняя, к сожалению, откладывается на отдаленную перспективу.

В этих условиях исключительное значение приобретает стимулирование общественной инициативы, основанной на активности отдельных граждан, их групп и социальных слоев. Им нужно учиться координировать свои действия – ведь от этого во многом зависит совместная защита жизни, имущества, прав и свобод от покушений со стороны властей, преступных группировок, опасных личностей.
Также ресурсом обеспечения безопасности в социальной сфере становится интеллектуальный потенциал общества. И очень важно, чтобы развивался механизм «воспроизводства» такого капитала (системы образования, адекватной вызовам нашего времени) и его поддержания (здравоохранения, социальной защиты населения, ЖКХ). Внедрение такого механизма неизбежно потребует открытости, диалога власти с гражданским обществом, учета как объективных интересов последнего, так и субъективных оценок социальной справедливости. При этом принцип развития именно человеческого капитала должен быть главным приоритетом не только государственной политики обеспечения безопасности в социальной сфере, но и стать основой построения и реализации жизненной стратегии для каждой отдельной личности.
Ухудшение уровня и качества жизни таит в себе реальную опасность перерастания финансового кризиса в социальный, ставит под угрозу демократические завоевания России. Это может обострить ситуацию до неконтролируемого конституционными способами состояния. Чего нельзя допустить.

А.И. Егоров