В декабре исполняется «круглая» дата со дня рождения Ольги Цуккер. Личность эта в нашем городе знаковая. Без нее представить себе дзержинскую журналистику нельзя.

Юбилей – хороший повод поговорить об этом человеке.

 

Ольга Иосифовна Цуккер родилась в селе Гагино Горьковской области и была четвертым ребенком в семье. Мама работала библиотекарем, и книга в семье была вещью культовой.

Папа Ольги был человеком незаурядным и, можно сказать, легендарным. Отличный журналист. Несмотря на то, что его давно нет на этом свете, добрым словом его вспоминают многие гагинцы, нижегородцы, володарцы и дзержинцы. Это был истинный интеллигент в старом понимании этого слова, блестяще образованный и притом бескорыстный человек. Такие имена, как Цветаева, Ахматова, Платонов, Пастернак, детям в семье были известны с детства. Сама Ольга Цуккер говорит, что основные знания по истории, литературе, философии она получила не на школьных уроках и даже не в студенческих аудиториях, а из бесед с папой. Вообще, говорить об Иосифе Цуккере можно долго, но это очерк не о нем, а о его тоже незаурядной дочери. (А заинтересовавшихся персоной Иосифа Моисеевича Цуккера отсылаю к книге «Шолом тебе, Дзержинск!», которая есть в библиотеках города.)

Девочка по имени Ольга Цуккер из-за занятости родителей росла диким цветком и вместе со сверстниками шастала по окрестным лугам, до синевы купалась в речке Пьяне и набивала карманы яблоками из чужих садов.

В 1953 году отца семейства «перебросили» во вновь созданный Володарский район и поручили ему создать районную газету «Знамя» (каковая, между прочим, выходит и сегодня). А в 1959 году Иосиф Михайлович переходит в «Дзержинец». Семья – за ним, как нитка за иголкой.

Ольга пошла учиться в 24-ю школу. Она не была прилежной ученицей. По многим предметам хватала тройки, с учителями вступала в неприятные для них дискуссии. Для высокообразованного папы дочкины тройки были немалым огорчением.

Разочарование Ольги в школьном образовании происходило не от отсутствия способностей. Она видела свое будущее в сфере международных отношений или в геологии. Но и то, и другое было для нее закрыто. Первое – оттого, что в МГИМО девочек нее принимали, а второе – из-за слабого зрения.

Как бы там ни было, несмотря на свои тройки и нелады с некоторыми учителями, Ольга в 1965 году школу окончила. Поскольку путь к карьере дипломата или геолога был для нее закрыт, она решила пойти по стопам отца – в журналистику. И поступать решила только на журфак Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Ни больше, но и не меньше. А на журфак МГУ в те годы брали практически только молодых людей с производственным стажем. Со школьной парты туда шли либо суперотличники, либо по большому блату.

Ольга Цуккер пошла работать в центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) Чернореченского химического завода. Она с огромным уважением относится к коллективу этой лаборатории и навсегда сохранила свое восхищение по отношению к ее начальнику – Григорию Мироновичу Стронгину. Получив свои необходимые два года производственного стажа, она поступила в наш самый престижный университет страны.

Московская студенческая жизнь протекала для нашей героини интересно. Мечтали о свободе, бузили, рискуя многим, читали запрещенных авторов. Однажды, например, в одной из частных квартир для студентов чуть ли не целую ночь пел Булат Окуджава. Через две недели хозяина квартиры отчислили из вуза. И подобное времяпровождение в студенческой среде того времени было явлением обычным.

Училась Ольга заочно, а работала в Дзержинске на радио. (Тогда еще в Дзержинске было радио. Говорю это с очень грустным вздохом.) Трудилась сначала диктором, а с 1969 по 1973 год – редактором городского радио.

Дело это по тем временам было непростое. Народ, не то что сейчас, побаивался микрофона. Искусство радиорепортера состояло в умении разговорить людей.

В 1973 году пошла работать репортером в отделе новостей газеты «Дзержинец». Ольга Иосифовна говорит: «… кто не работал в репортерском отделе, тот не сполна вкусил всю прелесть работы в ежедневной газете». Это было самое интересное для нее время. В Дзержинске проводились различные научные конференции, семинары, даже выездная сессия Академии наук. Готовясь к ним, она часто выезжала в Москву, встречалась с известными всему миру учеными, готовила интервью, научные публикации. Потом ее перевели в скучнейший тогда, но ответственный партийный отдел.

Когда рухнула коммунистическая власть, и «Дзержинец» стал независимым изданием, Ольга возглавила отдел общественно-политической жизни. Тут уж вовсю раскрылся и публицистический талант, и общественный темперамент журналистки. Ее публикации вызывали гнев и раздражение одной части читателей, и восхищение другой – более многочисленной – части подписчиков «Дзержинца». Что может лучше характеризовать публициста, чем такое неравнодушие к его творчеству?

А в 2000 году Ольге (как когда-то ее папе) предложили основать новую газету, и Ольга Иосифовна с честью справилась с этим делом. Сегодня «Дзержинское время» одна из лучших и востребованных газет нашего города.

Ограниченность газетной площади лишает нас возможности более детально рассказать об Ольге Иосифовне Цуккер, но и из сказанного читатель поймет, что речь идет о НАСТОЯЩЕМ ЖУРНАЛИСТЕ.

  Исаак Фельдштейн