Не раз «Дзержинское время» обращалось к ситуации вокруг водоканализационного хозяйства города. Гремели памятные всем скандалы, звучали угрозы увольнений и разрыва договорных отношений между городом в лице МУП «Комплекс» и ОАО «ДВК». А завершилось все, как известно, большой любовью прежних оппонентов.
В обстановке секретности и спешки водоканализационное хозяйство города на четверть века отдали в концессию ОАО «ДВК». Причины этих внезапно вспыхнувших чувств и необыкновенного доверия к ДВК до сих пор пытаются дознаться у администрации Виктора Сопина депутаты Думы, дотошные журналисты и отдельные представители общественности. Теперь к ним присоединилась и дзержинская прокуратура, которая, по указанию своих областных коллег, проводит проверку известных фактов.
Помимо словесных заявлений про многомиллионные инвестиции (500 миллионов за ближайшие 5 лет и около 5 миллиардов рублей за все 25-ть) власти пока не представили конкретных данных, что именно, на какие деньги собирается реконструировать и модернизировать в Дзержинске давний арендатор водоканала ОАО «ДВК». Администрация дала ему на разработку программы 3 месяца, видимо, будучи заранее уверена, что отказаться от такой «красоты и благолепия» оно не сможет. Правда, возникает еще вопрос о том, что формирование программы долгосрочных инвестций в принципе невозможно без согласования с основными потребителями услуг. А они, как известно, к этому вопросу не допущены.
Трехмесячный срок заканчивается в декабре 2011 года. Документ должен появиться на днях. Однако в повестке дня ближайшей Думы, которая должна состояться сегодня, 22 декабря, его нет. Очевидно, дело откладывается на срок до завершения новогодних каникул.
Что интересно: по мере развития ситуации вопросов становится все больше. И согласитесь, заводить разговор есть о чем. Речь идет о будущем одной из важнейших систем жизнеобеспечения города. Дзержинцы имеют право знать, кому и на каких условиях отдали городские водоканализационные сети. Они платят за воду немалые деньги, так как тарифы у нас одни из самых высоких в Нижегород-ском регионе.
А почему промышленники города против?
История первая.
О том, как ДВК поссорился с промышленниками
В свое время водоканал был муниципальным. И худо-бедно, насколько позволяло перешедшее ему в наследство оборудование советских времен, работал.
А нынче он стал камнем преткновения в обострившихся отношениях города, ОАО «ДВК» и промышленников. Основной предмет споров – завышенные нормативы и тарифы, которые с 2008 года выставляет предприятиям за прием стоков на районных очистных сооружениях ДВК. (Кстати, РОС дают около 56 процентов всех доходов водоканала.)
Как известно, изначально районные очистные сооружения когда-то входили в имущественный комплекс завода «Капролактам» и были исключительно промышленным объектом, а не вотчиной ЖКХ. Они и строились-то в советское время как системы для очистки стоков промышленных предприятий. Кстати, на деньги химиков. Затем их передали городу, и к работе РОС стали применять такие нормативы, на выполнение которых они не были изначально расcчитаны.
Какое-то время водоканал с работой худо-бедно справлялся, но затем ужесточилось природоохранное законодательство в стране. Сначала на штрафы из-за несоответствия качества стоков на РОС стал налетать сам ДВК. А затем он легко и в многократном увеличении переложил эту ответственность на плечи своих абонентов – дзержинских промышленных предприятий.
Так случилось, что 15 октября 2008 года администрация бывшего мэра Портнова издает чрезвычайно выгодное для ДВК Постановление № 3834 «О нормативах водоотведения (сброса) по составу сточных вод». Документ имел эффект разорвавшейся бомбы. Потому как одномоментно ужесточил требования к составу сточных вод по разным показателям от 2 до 8 раз. Выполнить эти нормативы для всех без исключения дзержинских предприятий оказалось невозможно, и все они автоматически попали в разряд нарушителей природоохранного законодательства и были вынуждены платить штрафы.
Директора предприятий возмущались, обращались к губернатору. Даже пытались судиться, но проиграли – закон позволяет муниципалитетам устанавливать нормативы на качество сточных вод.
Но вопрос-то был в другом, и это претензия скорее не к ДВК (нет ничего удивительного в том, что бизнес-структура захотела заработать побольше денег), а к городским властям, которые «благословили» ТАКИЕ нормативы. Обосновать их введение промышленникам за три года никто так и не захотел.
Алексей Костюнин, генеральный директор ОАО «ДЭМКА»:
– Я был одним из самых активных борцов с постановлением № 3834. Для всех было очевидным, что нормативы абсурдны. Пожалуй, самым красноречивым примером может служить норматив по содержанию в стоках железа. Если до 2008 года его ПДК допускалась на уровне 5 мг на литр, то после него стало 0,8 мг.
СанПин разрешает содержание железа в питьевой воде 0,3 мг на литр. При этом сам водоканал со своим старым оборудованием этот норматив никогда не выдерживал, гнал воду с содержанием железа 0,5 – 1 мг на литр. Таким образом, от промышленников потребовали очищать стоки практически до уровня водопроводной воды. Абсурд.
Чтобы добиться положительного эффекта, дзержинским предприятиям предложили коренным образом модернизировать существующие системы очистки, на что были нужны колоссальные средства. Это в кризисный-то год. Или платить по тарифам с учетом 20-процентного штрафа за превышение нормативов. Так все до единого дзержинские промышленные предприятия – абоненты ДВК – стали платить по «штрафному тарифу».
И ладно бы эти деньги шли целевым образом на природоохранные мероприятия, на модернизацию самого водоканала. Так нет – они уходили в котел доходов частной компании с неизвестными собственниками, в которую на тот момент после прохождения процедуры банкротства и ряда метаморфоз превратился «Исток».
Два года промышленники пытались заставить власть решить проблему при Портнове. Потом мэр сменился. А картина осталась прежней.
Несколько раз мы ставили этот вопрос на клубе промышленников, просили разобраться с водоканалом в принципе – нас очень напрягает ситуация, что мы вынуждены работать с неизвестным собственником и по непонятным для нас правилам. Кроме нормативов нас очень интересовал вопрос: почему в Дзержинске такие высокие тарифы? В Нижнем – в разы дешевле. При этом их водоканал работает с нулевой рентабельностью, а наш, судя по официальным годовым отчетам ОАО «ДВК», получает годовую прибыль в 100 с лишним миллионов.
Мы побудили мэра создать специальную комиссию, попросили включить в ее состав несколько человек от клуба. Я сам стал одним из членов комиссии. Но ни на одно ее заседание меня лично не приглашали.
И вот в октябре нас собирают на помпезно обставленное совещание в мэрии, где сообщают о подписании концессионного соглашения с ДВК сроком на 25 лет. Поставили перед фактом, даже не прося любить и жаловать. Зато зазвучали слова о каких-то небывалых инвестициях.
Более того, генеральный директор ДВК предложил дзержинским промышленникам с барского, так сказать, плеча оплачивать только половину от 20-процентного штрафа за превышение нормативов содержания различных веществ в стоках, а в счет остальных 10 процентов мы должны будем реконструировать и модернизировать собственные очистные сооружения. Если мы этого не сделаем и не добьемся нужных параметров очистки, с нас деньги удержат.
Ситуация, на мой взгляд, более чем некрасивая. И более всего в ней возмущает то, что все было сделано без совета с промышленниками.
История вторая.
О МУП «Комплекс» и несостоявшемся увольнении
Нынешней весной на страницы прессы и обсуждение широкой общественности вылился скандал, который разразился у администрации с МУП «Комплекс» и ОАО «ДВК», которые якобы отказывались обслуживать канализационную систему Пыры. Мэр Виктор Сопин был намерен решительно пресечь, как он выразился, «управленческий экстремизм».
Тогда всерьез заговорили о возможном увольнении директора «Комплекса» Игоря Крашенинникова и о том, что МУП «Комплекс» может вообще прекратить свое существование за ненадобностью. И вместо очень вовремя заболевшего директора МУПа разобраться в ситуации пока в качестве и.о. был поставлен производственник с тридцатилетним стажем, начальник управления энергетики «Сибур-Нефтехима» Игорь Самарин.
Подробности его появления в МУП «Комплекс» потом передавались из уст в уста депутатами Думы и отдельными сотрудниками администрации. Сам Игорь Олегович вспоминает, что, когда в мае приехал на место своей новой работы, в офисе «Комплекса» его встретил один-разъединственный человек – заместитель директора. Он объяснил, что все полтора десятка работников в отпуске, а директор – на больничном. Ни печати, ни доступа к документам у него, как водится, не было. И сидел он за девственно чистым столом без единой бумаги. Правда, на нем стоял компьютер – из дома принес, объяснил одиноко работающий сотрудник МУПа.
Представляете себе эффективность работы муниципального предприятия, в котором возможно всех сотрудников отправить отдыхать на несколько недель? Возникают смутные сомнения, работает ли оно вообще и нужно ли оно?
Помнится, вскоре после избрания Виктор Сопин приводил в пример дзержинцам водоканализационное хозяйство Арзамаса. Там мэрия создала совместное предприятие с инвестором – фирмой «Ремондис», оставив за собой блокирующий пакет акций – 25 процентов. И дело пошло. Схема ясная и простая, без никому не нужных третьих лиц и посредников.
А вот Игорю Самарину пришлось четыре месяца заниматься работой следопыта, пытаясь обнаружить те или иные необходимые документы, а другие – систематизировать с тем, чтобы разобраться, что за имущество вверено МУП «Комплекс», на каких условиях оно сдает его ОАО «ДВК» в аренду и так далее. Он пытался также разобраться, кому и в каком количестве принадлежит муниципальная прежде специальная техника: дорогущие экскаваторы, откачивающие машины и техника для прочистки канализации, сварочные аппараты и лабораторное оборудование. Документов так и не нашлось. Наверняка в природе они имеются, но где и у кого? Исполняющему обязанности директора МУПа их так и не представили. А из тех, что обнаружились, общая картинка складываться ну никак не желала. По словам Самарина, здесь были договоры аренды между МУП «Комплекс» и ДВК, между ДВК и «Истоком». Оказывается, это предприятие, про которое мы думали, что оно почило в Бозе, все еще действует. Формально выходит так.
А теперь задайте себе вопрос: кому выгодна такая неразбериха с документами? Только пальцем не показывайте…
Дело завершилось ничем – осенью у муниципалитета случилось замирение и новая любовь с ДВК, а Игорь Крашенинников, выздоровев, вернулся на свое место – чтобы готовить документы и оборудование водоканала для передачи в длительную концессию. От водоканала соглашение подписал генеральный директор Андрей Рехалов – человек, который не владеет акциями открытого акционерного общества. Собственниками являются три ООО: «Альянс-2», «Экспресс» и ЦКП «Экспресс». Но что за люди реально стоят за этими названиями, непонятно.
Возможно, мы ошибаемся, но свет на эту проблему, кажется, может пролить заместитель мэра Ольга Сахончик. Если верить размещенной на некоторых интернет-сайтах информации о ДВК, ЗАО «Центр налогового консалтинга и аудита», в котором она трудилась до назначения в дзержинскую мэрию на посту директора по аудиту и налоговому консалтингу, несколько лет подряд было главным аудитором ОАО «ДВК». Или это простое совпадение названий, как вы думаете?
Игорь Самарин (технический директор ОАО «Инвест-Менеджмент»):
– На мой взгляд, ситуация запутана настолько, насколько и проста. Ведь есть же в администрации «тарифные дела», где прописана вся экономика ДВК. Эти данные не являются ни секретом, ни гостайной. По ним можно сделать обоснованные выводы.
Сейчас, я считаю, нужно решить ключевой вопрос: а существует ли нынче единый имущественный комплекс, позволяющий оказывать населению услуги по водоснабжению и водоотведению? Представьте, что будет, если по тем или иным причинам ДВК уйдет из города (кстати, по действующим договорам у него нет никаких ограничений, только нормы Гражданского кодекса.) Естественно, при этом он заберет все принадлежащее ему имущество. Сможет водоканализационное хозяйство города тогда работать или оно встанет?
Надо признать, что проблемы с водой у нас есть, и в первую очередь в промышленности. И не ДВК тому виной. Существовали они и прежде. Приведу пример своей организации, где я работал. Решение, а разрабатывали мы его с Андреем Рехаловым, было найдено (кстати, профессионализм команды водоканала у меня лично сомнений никогда не вызывал). Но когда я пришел к руководству с этим проектом, встретил жесткий отказ. Мотивация была такой: глобальные проекты нельзя проводить с предприятием, собственник которого неизвестен. И так думают большинство промышленников, я полагаю.
История третья
Самая вопросительная
Жителям города, по сути, все равно, кто будет арендатором ли, концессионером ли водоканала, если он обеспечит их качественной, дешевой и предоставленной вовремя услугой. В Дзержинске все не так. Примеров тому – масса. Спросите про качество услуги людей с улицы Патоличева, из кранов которых только пару недель перестал литься оранжевый «сироп». Или других жителей – на пр. Ленинского Комсомола, Циолковского, которые этот «сироп» продолжают называть водопроводной водой и платить за него.
Почему именно ДВК власти отдали на откуп одну из систем жизнеобеспечения города на 25 лет? Без конкурса, не рассматривая других вариантов. Внятных объяснений от мэрской команды так и не прозвучало.
Ответа на этот вопрос ищут депутаты, промышленники, журналисты. Даже прокуратура. Хочется надеяться, он найдется. Но для имиджа всенародно избранного мэра, который строит в Дзержин-ске гражданское общество и позиционирует себя как борец с коррупцией, очень важно было бы не откладывать объяснения на потом. Что бы ему не собрать журналистов и не показать открыто и честно народу и общественности: вот, смотрите, дело ясное, чистое и благородное, во благо городу?! Только не на словах, а с цифрами и фактами. А то в народе ходит молва, что вскоре местная «видеостудия», которая выпустила нашумевший бестселлер про украденный город, может продолжить работу.
Только не надо рассказывать народу историю, которую сторонники мэра выложили на одном из местных сайтов, про то, что водоканал таким образом спасли от якобы готовившегося рейдерского захвата. Даже если такая угроза существовала, чем нынешнее «спасение» лучше? Спаситель – фирма с неизвестными учредителями. Ее заявленный уставной капитал – один миллион рублей при валовом обороте в миллиард.
Валерий Артамонов, генеральный директор ООО «Тосол-Синтез», депутат Городской думы:
– По поводу ситуации с водоканализационным хозяйством у меня к администрации и нашему мэру большие претензии. Ничего личного.
Он принял на себя ответственность за то, что своим единоличным решением отдал частной фирме всю систему водоснабжения и водоотведения города, не посоветовавшись с промышленниками. Не посоветовавшись даже со своим профильным замом, который, по моим сведениям, в том числе из-за этого и ушел из его команды.
Все лето клуб промышленников убеждал и вроде бы убедил мэра вернуть все водоканализационное имущество в собственность муниципалитета. В ДВК было отправлено письмо за подписью Владимира Колчина и Игоря Крашенинникова о том, что с 16 сентября большая часть договоров аренды (в частности – по РОС и Тепловскому водозабору) у ДВК заканчиваются. И вот такой необъяснимый и головокружительный поворот.
Нам говорят о 500 миллионах инвестиций, которые будут вложены в реконструкцию водоканала. Но пока это только слова. Многие мои коллеги высказывают опасения, что в качестве инвестиций нам преподносят расходы на текущий ремонт изношенного оборудования. Пока о столь нужной городу реконструкции районных очистных сооружений или, к примеру, о строительстве второй нитки Тепловского водозабора никто не заговаривает.
Меня очень смущает, что такое судьбоносное для города решение было принято без проведения конкурса. А ну как другой прекрасный инвестор нашелся бы?
Перед выборами мэр Виктор Сопин обещал людям, что постарается снизить тарифы. Реальная возможность есть – делайте. ОАО «ДВК», как следует из его годового отчета, сработал в прошлом году с прибылью. А вот Нижегородский водоканал, к примеру, сработал скромнее – в ноль. Но и тарифы у них не в пример ниже наших. Почему власти это позволяют? Люди у нас живут не богаче нижегородцев. Поделите эту прибыль на число абонентов ДВК – вот вам и существенное снижение.
Или назначьте этой преуспевающей частной фирме хорошую арендную плату за пользование муниципальным имуществом. Пусть не кладет в карман, а платит миллионы в бюджет, мы их потратим на реконструкцию водопровода.
Светлана Тарасова