В своем недавнем послании Федеральному собранию президент Медведев произнес немало правильных слов о необходимости комплексной политической реформы и даже озвучил те меры, которые, по его мнению, следует предпринять в ближайшее время.

Напомним, что глава государства предложил перейти к прямым выборам глав субъектов федерации, ввести упрощенный порядок регистрации политических партий, отменить сбор подписей на выборах в парламент, установить пропорциональное представительство по 225 округам на выборах в Государственную Думу. К тому же Медведев заявил о необходимости децентрализации путем перераспределения полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, расширив, например, источники их доходов, что могло бы пополнить местные бюджеты общей суммой до 1 трлн руб.

Слушая, невозможно было избавиться от мысли, что президент очень сожалеет об упущенном времени. Действительно, срок его полномочий подходит к концу, а количество острейших проблем, стоящих перед страной, в годы его пребывания на посту главы государства не только не уменьшилось, а скорее наоборот, выросло.

Ключевая проблема – падение доверия к власти – нашла свое отражение в резолюциях митингов на Болотной площади (10 декабря) и проспекте имени Сахарова (24 декабря), а также в заявлении Президентского совета по правам человека (опубликованного в ночь с 23 на 24 декабря). В них прозвучали призывы к отставке председателя ЦИК Владимира Чурова, причем последнему рекомендовано уйти со своего поста в связи с утратой доверия. Ведь, как заявил глава Президентского совета Михаил Федотов, «многочисленные сообщения о вбросах избирательных бюллетеней, переписывании протоколов об итогах голосования, необоснованном удалении наблюдателей и журналистов…, а также необъяснимые парадоксы избирательной статистики вызывают массовое недоверие граждан к результатам выборов».

Также сформулировано требование о регистрации всех оппозиционных партий и принятии демократического законодательства до февраля 2012 г. Ставится вопрос о проведении новых честных выборов. Выдвинуто предложение о немедленном освобождении всех политзаключенных, а также заведомо неправомерно осужденных лиц.

Массовые выступления по всей стране свидетельствуют об ускорении политических процессов в стране, которые до последнего времени шли ни шатко ни валко. Темп, безусловно, задает оппозиция, в течение двух недель проведшая два крупных мероприятия. Хотя и власть пытается не отстать. 22 декабря Медведев огласил послание Федеральному собранию, а уже 23 декабря в Государственную Думу был внесен законопроект об упрощенном порядке регистрации политических партий.

На принятие решений в политике, как известно, большой отпечаток накладывает фактор организационного единства. С этой точки зрения власть имеет преимущество перед оппозицией, пестрота рядов которой бросается в глаза даже непосвященному зрителю. Ведь в ней представлены политические силы самой разной идеологической направленности: от анархистов до монархистов, от крайне левых до крайне правых.

К тому же складывается впечатление, что представители части системной оппозиции не стремятся к чрезмерному сближению с радикальными силами. Это было заметно, скажем, по акции 24 декабря в Москве, когда от основной массы митингующих отстроилась ЛДПР, которая провела собственный митинг, требуя «честной и чистой демократии».

Вообще системная оппозиция оказывается сейчас перед нелегким выбором. С одной стороны, при запоздалой и слабой реакции на происходящие события она рискует оказаться на обочине политического процесса. Протестный электорат (согласно данным фонда «Общественное мнение», более трети жителей России выразили готовность участвовать в акциях протеста) может отвернуться от «соглашателей» и броситься в объятия радикальных сил. Но, с другой стороны, народ, в принципе, сделал свое дело, поспособствовав усилению парламентской оппозиции. Помимо роста численности ее фракций в Государственной Думе оппозиция получила контроль над влиятельными комитетами. Перед ней открываются широкие возможности для созидательной деятельности, которая должна продемонстрировать ее конструктивный подход к решению ключевых проблем в стране. Поэтому, не исключено, что фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» постараются сдержать чрезмерно активные протесты со стороны населения, мотивируя такой подход соображениями государственной и общественной стабильности.

И последнее. Как знать, не станут ли прошедшие митинги шагом на пути формирования Настоящего Народного фронта – не спущенного сверху по разнарядке, а созданного усилиями «снизу». Тем самым названию будет возвращен его истинный смысл, ибо Народный фронт – это широкое объединение прогрессивных сил страны ради достижения общей цели. В данном случае такой целью может стать демократизация политической системы, а также создание  нормативно-правовой и организационно-политической базы, которая исключила бы возможность фальсификации результатов выборов в будущем.

Александр Егоров