Помнится, первые рождественские каникулы, объявленные российским правительством, закончились для власти не совсем удачно. Объявленная с первого января монетизация льгот вывела на городские площади тысячи пожилых людей. Пришлось кремлевским и думским чиновникам в срочном порядке вносить смягчающие поправки в закон.

Нынешнее Рождество для Кремля тоже нельзя назвать удачным. Даже те, кто все-таки решился отдохнуть в Куршевеле или на Багамах, вряд ли не задумывались: а что потом… А потом короткая избирательная кампания президента в обстановке общественного недовольства (мягко сказано) и поспешные попытки приглушить это недовольство.

Так что не до каникул и Рождества. Кремлевские политики просчитывали варианты, продумывали комбинации, как же все-таки утихомирить избирательное «быдло»: просто подкупить разного рода подачками, пенсию, например, в феврале повысить (это не важно, что в июле вся прибавка уйдет на оплату ЖКХ). А может быть, начать маленькую победоносную войну, как это было перед первыми путинскими выборами? Да воевать вроде не с кем. Хотя в Дагестане и так идет необъявленная война, и жертвы ее все увеличиваются. Да и остальные республики Северного Кавказа лихорадит.

Мало кто сомневается, что Путин, пусть даже во втором туре, победит. Хотя, безусловно, ему нужна победа в первом туре. Сегодня его рейтинг близок к сорока процентам. Но победа должна выглядеть легитимной, справедливой, а вот этого после думских выборов, не-принятых миллионами россиян, сделать весьма не просто. Ведь главное требование митингующих и молчаливых россиян (тех, кто протестует молча, не ходит ни на выборы, не на митинги) – роспуск Государственной Думы и далее – освобождение политических заключенных, регистрация оппозиционных партий и так далее. Требований много.

На роспуск Думы Путин не пойдет. Его обещания по поводу реформирования избирательной системы, свободной регистрации партий, даже если это не просто пустые предвыборные посулы, к нынешним выборам не поспеют. Вот и думают в Кремле, как снизить напряжение в обществе и вернуть Владимиру Владимировичу харизму, которую он потерял.

Первым из кремлевской братии выступил, как ни странно, опальный министр финансов Кудрин (не зря Путин всегда говорил, что даже после отставки, он в его команде). Нет, Кудрин тоже считает нынешние выборы сфальсифицированными. Но чтобы Думу распустить, назначить выборы новой, нужна соответствующая подготовка. Да и нового кандидата в президенты оппозиция сможет выдвинуть не раньше, чем через 1-2 года. И диалог власти с обществом, который, безусловно, необходим, пока, считает Кудрин, вести не с кем, нет такой харизматической личности. Стало быть, надо подождать, а потом, может, и так рассосется.

А пока главное направление кремлевской политики – это переговоры и посулы лидерам системной оппозиции, переговоры с некоторыми уважаемыми оппозицией либералами. Вот, например, известный экономист профессор Ясин считает, что нужно вести переговоры с властью, добиваясь от нее только реальных требований. А как их разделить на реальные и нереальные? Другой известный либерал (фамилию называть не буду, так как, возможно, его оболгали) уже против требования свободы политическим заключенным. Известный либеральный журналист Радзиховский то-же, похоже, начал петь не  своим голосом.

Конечно, переговоры есть переговоры, и они нужны. Но равноправные, с гарантиями. Переговоры, а не соглашательство за кусок пирога в виде выделения для переговорщиков и их коллег кусочка времени на телеэкране. Кстати, и переговорщики со стороны оппозиции найдутся. Почему бы, например, не юрист Алексей Навальный, который доказал, что может из просто толпы делать народ, избирателей.

Политикам и политическим обозревателям тоже каникулы были не в каникулы. Например, в Интернете в эти дни обсуждался вопрос: может ли вновь избранный президент Путин для собственной безопасности установить диктаторский режим вплоть до массовых репрессий. Большинство на этот вопрос отвечают нет. И не только потому, что верят в гуманность Путина (ввел же он или президент Медведев в Москву сразу после думских выборов дивизию имени Дзержинского, к услугам которой власти всегда прибегают, опасаясь бунта или переворота). Несколько дней все тупики и переулки Москвы были забиты тяжелой техникой. А ведь это очень опасно. Случись какая провокация, нестыковка, и страшно подумать, что могло быть. Спасибо организаторам митингов и в этот раз руководству МВД за взаимную корректность. Вот так бы всегда омоновцы вели себя, а не заталкивали в автозаки и протестантов, и случайных прохожих, и журналистов. Посмотрим, что будет на митинге в феврале, который уже запланирован.

Гарантией против массовых репрессий скорее послужат  миллиарды долларов, которые лежат на счетах наших чиновников и олигархов в европейских и американских банках. В случае массовых репрессий, они будут просто заблокированы, а чиновничьи и другие визы закрыты. А как же роскошная жизнь на берегу океана или в исторических уголках Европы в собственных поместьях? Нет, друзья Путина, которым он же и помог стать людьми не просто богатыми, а очень богатыми, ему этого не позволят. Хотя вместо обещанных политических реформ мы можем получить закручивание гаек. Но при нынешнем общественно-политическом климате в стране это тоже весьма опасно для власти.

Ольга Цуккер