Внутреннее очищение или внешнее омовение?


Велик сегодняшний день –  Крещение Господне стоит в ряду главных христианских праздников, которых  числом двенадцать. Едва ли кто этого не знает, и все-таки истинный смысл Крещения часто ускользает от большинства справляющих его. Если Рождество и Пасху  массовое сознание все еще прочно связывает с религиозными образами и обрядами, то в праздновании Крещения стали явственно проступать черты «светскости» – народные обычаи почти вытеснили церковные таинства.

Как же часто нынче приходится слышать от знакомых, что в ночь на 19 января они отправятся не в храм, а к морозной проруби. Причем некоторые из них не шутят, рассчитывая купанием в святых водах иордани смыть с себя грехи, накопившиеся за год. И ладно бы люди, далекие от Церкви, впадали в эти языческие суеверия, так и верующий народ порой предпочитает внешнее омовение внутреннему очищению. И не стоит, наверное, даже выяснять, чего  во всем этом больше, –  моды, желания острых ощущений или веры.

Что правда, то правда: мало кто сегодня,  прежде чем  окунуться в купель,  задается  вопросом: зачем это сделал Иисус…

Вот как об этом в своей крещенской проповеди, датированной 1973 годом,  пишет  митрополит Антоний Сурожский: «И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!..  И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный». И дальше продолжает: «Тут… Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом…  Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира».

 «Купание в проруби – это добрый старинный народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме», – а это уже поясняет отец Илья, настоятель дзержинского храма в честь Антония Великого.

Окунаясь в иордань 19 января, истинно верующий человек ждет не отпущения грехов – он как бы заново переживает крещение, которое  по своей сути есть второе рождение – духовное, приобщение к   жизни во Христе…

На днях в новостийной радиопрограмме слышала, что, по чьим-то подсчетам, нынче в крещенских купаниях примут участие около 400 тысяч россиян. Трудно сказать, как их посчитали заранее, но сомнений нет: в ледяную прорубь, с верой или без, погрузятся и многие дзержинцы. В этот раз, правда, для них  обустроена лишь одна иордань – по крайней мере, официально, с привлечением медиков, полиции, спасателей. Сегодняшней ночью они дежурили у Святого озера.

Почему так мало купелей? По-настоящему русские морозы, которые способны укрепить лед на водоемах, нынешней зимой еще и не заглядывали в наши края. К чему судьбу испытывать и проверять на прочность реки?

Елена Волгина