Предыдущая и начавшаяся недели были полны большими и малыми событиями, которые, естественно, до большинства россиян не дошли. Они смотрят в основном телевизор (газеты нынче дороги, да и в них мало что найдешь). А центральные телеканалы работают по указке из Кремля: там определяют, что следует знать россиянам, а чего не следует. Поэтому, наверное, самой большой новостью на телеканалах на прошлой неделе стало кораблекрушение итальянского пассажирского теплохода.
Между тем если основательно покопаться на новостных сайтах в Интернете, что делает, к сожалению, меньшинство, то итальянский севший на мель корабль покажется для нас сущей мелочью, ибо в ближайшее время вся Россия может сесть на мель. Читатели, наверное, знают, что через неделю начнется решающий месяц по выборам президента. Начнется агитация. Впрочем, наш главный претендент на пост президента Владимир Путин свою агитационную компанию уже начал. Он встречается с рыболовами, футбольными фанатами, журналистами. Другого бы избирком давно призвал к порядку. Во-первых, так во всяком случае считают многие юристы и соперники ВВП, Путин на время кампании должен уйти в отпуск, так как он лицо не избранное (им по закону разрешено не уходить в отпуск), а назначенное – премьер-министр, то есть он просто чиновник. А, во-вторых, опять подмечают оппозиционно настроеные к нему журналисты и политики, он еще и подкупает избирателей. Так, на встрече с футбольными фанатами он пообещал им бесплатный полет на европейский футбольный чемпионат. Конечно, не за свой счет, а за счет авиакомпании (к «радости» последней).
Впрочем, и Зюганов не отстает от Путина. Свою предвыборную кампанию он ведет напористо, без оглядок на выборное законодательство. Оба чувствуют себя главными претендентами на престол. Бедное российское большинство, опять ему придется выбирать из двух зол меньшее. Хотя, в этот раз выбор вроде есть, если хорошо подумать.
С журналистами Путин и Медведев встречаются поочередно. Пытаются убедить их в будущих политических свободах.
В ответ на эти обещания главред «ЭХА» Венидиктов на встрече с Медведевым передал тому для Путина первый номер нового журнала «Дилетант». На обложке журнала портрет Путина и анонс главной статьи «Опричнина от Ивана Грозного до Владимира Путина».
Но это так, мелочи. Главное – подготовка к маршу оппозиции, который должен состояться четвертого февраля, как раз в день начала агитации. Маршрут его еще не уточнен с московской мэрией (кстати, подобные марши пройдут и в других городах). Пока оппозиция и мэрия ищут компромиссный вариант. Дай бог, найдут. Марш, так или иначе, состоится. Но все мы видели по телевизору и слышали, чем заканчиваются несанкционированные мероприятия. Революция никому не нужна, а на марш собираются не 100 – 200 человек, а тысячи. Всех в автозаки не запихаешь.
Требования все те же: отмена думских выборов, как сфальсифицированных, освобождение политзаключенных, реорганизация политической системы. Регистрация и допуск всех партий до выборов, освобождение телевидения от кремлевской опеки, требование к Путину снять свою кандидатуру с выборов. В Москве создана Лига избирателей, в которую вошли не политики, а представители интеллигенции, участники двух прошедших митингов: журналист Парфенов, писатель Акунин и другие. Задача лиги – жесткий контроль за ходом голосования
Готовится и официальная сторона. В основном она демонстрирует шаги, которые бы убедили россиян, что Кремль сам настроен на перемены. Но, как-то неловко это у него порой получается: с одной стороны, на телевидение приглашают даже лидеров несистемной оппозиции: Рыжкова, Немцова, Удальцова, с другой стороны – в ход опять пущены записи разговоров между собой членов оппозиции и даже их фото при разговоре. Это грязное пиаровское изобретение девяностых годов прошлого столетия приписывается ФСБ. Прослушивание частных разговоров – это вообще уголовное дело. Но в прошлом веке никто за это не был наказан. Вряд ли накажут и сейчас.
В телекомпаниях также наблюдается некоторое смятение. Федеральное телевидение уже привыкло работать в жестких рамках, установленных Кремлем. Свежую и нестандартную информацию, давать боятся. Недавно из НТВ был уволен замечательный и любимый многими журналист Павел Лобков. Причем он не занимался политикой, просто имел собственное мнение по работе нынешнего ТВ. Когда Лобков рассказывал, как он узнал о своем увольнении (позвонил в бухгалтерию насчет зарплаты, а там ему сказали, что он уже не работает в компании), я так и представила непроницаемые, угодливые лица руководителей телекомпаний во время их встреч с руководством страны, их пустые вопросы, на которые ответы уже готовы. А ведь лет десять – пятнадцать ничего парни были. Система уродует людей. Наши, в прошлом передовые журналисты стали вести себя так же, как их начальники из Кремля, а телекомпании превратились в разделы кремлевской корпорации.
Будущее России во много зависит от того, как пройдет четвертое февраля. Сумеют участники марша достойно заявить, что россияне – это народ, а не электорат, жестко потребовать перемен, тогда и не так уж важно будет, кого выберет президентом большинство.