С недавнего времени федеральные власти периодически обращаются к проблеме среднего класса. Так, в январе в газете «Известия» была опубликована статья председателя правительства В.В. Путина, где он выразил желание, чтобы средний класс рос, в конечном счете став социальным большинством в обществе. Удивили, правда, чрезмерно оптимистичные цифры его нынешней численности, приведенные Путиным: от 20 до 30 процентов.
Средний класс – это большая загадка современной России. Как правило, этим понятием обозначается часть общества, занимающая промежуточную позицию между высшими и низшими слоями населения. Принадлежность к среднему классу определяется стабильно высоким материально-имущественным положением, высоким уровнем образования и профессионально-квалификационного статуса, а также самоидентификацией с этим классом общества. Однако применение на практике таких критериев и сопоставление их с российской действительностью ставит под сомнение цифры, озвучиваемые федеральными властями.
Пожалуй, материальный фактор является решающей предпосылкой вхождения в средний класс. В развитых странах для этого необходимо обладать уровнем душевого дохода в несколько тысяч долларов в месяц.
А что в России? Конечно, средний уровень доходов по стране существенно различается. Столица – самый дорогой город, жители которого получают высокую заработную плату. Их среднемесячный доход здесь обычно превышает планку в 1000 долларов. Но для провинциальных городов этот уровень резко меньше 300 – 500 долларов. Имеет место простая закономерность: чем ниже уровень жизни в регионе, тем малочисленнее его средний класс. Так, по мнению отдельных представителей нижегородского отделения «Единой России», в средний класс нашей области входит лишь около 10% жителей.
В развитых странах средний класс играет заметную роль в экономической жизни, выступая одновременно в двух лицах: с одной стороны, производителя весомой части доходов страны, а с другой – в качестве крупного налогоплательщика и потребителя. Так, на Западе представители среднего класса совершают 80-90% всех покупок на рынке.
Россия же преимущественно остается страной бедняков – лиц, получающих на человека 500 долларов и меньше. Они осуществляют от 60 до 75% трат на рынке. Доля же среднего класса оказывается весьма скромной: 15-20% всех покупок.
К тому же, наш средний класс, в отличие от западного, отличается высокой степенью неоднородности. В столице больший удельный вес в составе среднего класса имеют высокооплачиваемые наемные работники, включая лиц творческих профессий, а в провинции – предприниматели.
Скорее всего, этим обстоятельством можно объяснить специфику географии политических акций, прошедших сразу после декабрьских выборов в Государственную Думу. Ведь самыми массовыми были митинги оппозиции в Москве, а в регионах протест оказался выражен значительно слабее.
Дело в том, что российской (особенно столичной) интеллигенции традиционно присущ радикальный подход к оценке политической реальности. Вспомним, именно образованная часть общества выступила силой, в значительной степени поддержавшей разрушение Советского Союза, а затем – противоречивую деятельность первого российского президента Б.Н. Ельцина. Она стремилась осуществить свою мечту о свободе выбора…
Напротив, среднестатистический региональный или муниципальный бизнесмен по своей природе не является бунтарем, а тем более революционером. Его интересы сосредоточены в иной области. Судя по опросам общественного мнения, провинциальный предприниматель средней руки тотально связывает свой социальный статус с такими факторами, как прибыльность бизнеса, личные доходы, способность материально обеспечить свою семью.
Политика не занимает сколько-нибудь заметного места в жизнедеятельности местных предпринимателей. Их идеологические воззрения зачастую не являются сформированными, и ни одна из политических доктрин не отличается для них привлекательностью. По большому счету, представители среднего класса в провинции связывают свое благополучие не с функционированием политического режима и работой президента, а со своими личными качествами и собственной активностью, умением приспособиться к порядкам, действующим гласно или негласно на местах.
Не стремятся они и к поддержанию устойчивых контактов друг с другом. Менее половины предпринимателей полагают, что членство в корпоративных общественных объединениях оказывает влияние на их социальный статус. Зато весомая часть предпринимателей выражает уверенность в том, что для сохранения и ведения бизнеса самым важным является налаживание правильных отношений с криминальными структурами и органами власти, а это диктует неагрессивный, послушный стиль поведения.
Пока же остается верить в будущее среднего класса.
Александр Егоров,
политолог,
кандидат исторических наук