В Городской думе во вторник, 31 января, прошло очередное заседание. Его ждали, если не сказать больше. Наши собеседники, вхожие в местные политические кулуары, говорили о предстоящем заседании как о Событии, с придыханием. «Это будет грандиозная битва…» – произносили они в ответ на наши не праздные расспросы и загадочно улыбались, а потом принимались многозначительно молчать. Задавать вопросы о том, кто будет биться и с кем, после этого, понятное дело, было бессмысленно. Но все же в сегодняшних дзержинских реалиях (а в городском воздухе, как известно, витает дух очередного политического кризиса) чего-то другого ждать от этого заседания было глупо. Только битвы, так как любые кризисы власти в наших краях произрастают обычно на думских заседаниях, здесь же, как правило, и заканчиваются.
Впрочем, заседание Думы началось вполне обычно. В зале собралось подавляющее число депутатов, а кроме того поддержать коллег прибыл бывший депутат Городской думы и нынешний – Государственной, Анатолий Шеин. Также свое присутствие в зале обозначил депутат Законодательного собрания Александр Терентьев. Вот в такой компании депутаты и начали работу, не забыв поздравить друг друга с минувшими именинами. Но идиллическая картина взаимопонимания рухнула сразу же после того, как отзвучал гимн, традиционно возвещающий о том, что кворум есть.
Только был дан старт обсуждению повестки дня, депутаты начали один за другим вычеркивать из нее вопросы. Пример, кстати, подал мэр города, который снял с обсуждения народных избранников согласование увольнения Владимира Колчина с поста первого заместителя мэра и назначение на должность своего заместителя по экономике и промышленности Геннадия Виноградова. Посильную лепту в усечение повестки дня внес и Виктор Портнов. Он предложил не рассматривать вопрос о внесении изменений в бюджет, касающихся финансирования газеты «Дзержинские ведомости»: «Диалог в этом направлении наметился, но нам нужно решить еще некоторые вопросы. Уверяю вас, о закрытии газеты мы сегодня не говорим, но я предлагаю отложить этот вопрос до следующего заседания». Бывшего мэра города, кстати, поддержал и Виктор Кулепов. Он успокоил «коллектив и главного редактора», повторив речь о начавшемся диалоге и недопустимости закрытия газеты, и также выступил за перенос вопроса.
Кроме того за снятие одного или сразу нескольких пунктов повестки высказались депутаты Артамонов, Воронин и Богданов. А завершил череду выступлений Илья Поляшов, который эмоционально заявил, что отныне он и вовсе не будет голосовать за изменения в бюджет, так как ранее депутаты не поддержали его инициативу внесения изменений в городской Устав и организации в городе независимого контрольно-счетного органа, призванного следить за бюджетными тратами. По мнению Ильи Александровича, отсутствие такового противоречит нормам федерального законодательства, а потому он не хочет быть «соучастником» в их нарушении.
В общем, в результате непродолжительных обсуждений и голосования первоначальная повестка дня заседания из 30 пунктов лишилась сразу 8 из них. Причем это были очень непростые пункты, спорные. Те, по которым как раз и предполагались бурные дискуссии. Кроме, например, уже упомянутых «Дзержинских ведомостей» они касались утверждения списка территорий, закрепленных за структурами Территориального общественного самоуправления, изменений в Устав города в части численного состава самой Думы, порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и так далее, и тому подобное. Причем сами же народные избранники пытались и ограничить пыл своих коллег. Например, Олег Аранович выступил с предложением не менять так кардинально повестку дня, ведь вопросы, включенные в нее, прорабатывались не один день, их надо обсуждать, а если есть спорные моменты – разрешать. Но к лидеру фракции коммунистов не прислушались, и, когда урезанная повестка дня была принята большинством голосов, разразилась буря.
Гром и молнии принялся метать депутат Шахунц. Он встал со своего места и прямо обвинил своих коллег в подковерных играх, попытках кулуарно решить свои вопросы и «отжать» что-то у кого-то. Именно это, по его мнению, и тормозит работу Думы. Речь Юрия Владимировича была столь эмоциональна, что он не избежал резких выражений, которые, впрочем, мы повторять не будем. А итогом выступления стал уход депутата Шахунца из зала. Он сказал, что не намерен принимать участие в этом заседании, и вышел. Причем в своей позиции он оказался не одинок. Почти сразу же за ним потянулись депутаты Килин, Алмаев и Корименко.
В зале повисло неловкое молчание, которое, впрочем, продолжалось недолго, так как слово взял мэр города. Он отреагировал на случившееся немногословно: «Отжать» хотят у меня!». И сразу же после этой фразы слово взял депутат Артамонов и завел речь о том, что это именно его заподозрили в попытке рейдерского захвата водоканала. «Меня публично в этом обвинили. Покажите, какая фирма якобы пыталась осуществить этот захват! Где она? Как она со мной связана? Я уверяю вас, что меня там и близко не лежало, как говорят в Одессе!» Потом слово перешло вновь к мэру: «Комментировать ничего не буду! Я никаких фамилий не называл!»
Дальше конфликт лишь разрастался, но прежде депутаты все же приняли в свои ряды нового коллегу. Им стал Сергей Моисеев, который занял место Анатолия Шеина, избранного в свое время в Город-скую думу по спискам партии «Справедливая Россия». А следом дело дошло до выборов нового заместителя председателя Думы взамен того же Анатолия Шеина. Но слово взял Виктор Портнов и предложил рассмотреть этот вопрос последним. И сразу же о своем намерении покинуть зал заявили коммунисты. Руководитель фракции КПРФ Олег Аранович предупредил, что они остались лишь потому, что не хотят подводить коллег – справедливороссов, а если вопрос будет перенесен, то они немедленно покинут заседание.
Тут-то и грянула очередная буря почище прежней. На коммунистов обрушился такой вал критики, что не в сказке сказать. К благоразумию депутатов призвал Павел Воронин, следом за ним произнес речь Валерий Артамонов. Потом слово взял Илья Поляшов. «Детскую болезнь голосования ногами проходил каждый созыв Городской думы, это надо просто пережить, как бы ни было обидно», – заявил Илья Александрович с позиций одного из самых опытных народных избранников. За ним к депутат-ской совести обратилась Нина Колесникова: «В повестке дня осталось очень много важных вопросов, которые касаются горожан. Пиарить себя таким образом перед присутствующими СМИ, наверное, не стоит!» А вот Виктор Портнов и вовсе пригрозил разобраться с «отступниками» административными методами. «Поведение членов фракции «Единая Россия», покинувших зал, мы, думаю, еще обсудим. А вот если коммунисты уйдут, я обязательно вынесу вопрос о недоверии заместителю председателя Думы Олегу Арановичу! Подобное поведение недопустимо!» – сказал он.
Но коммунисты, пытавшиеся было объяснить свой протест, так и не до-ждались возможности сделать это, ушли. На месте остался лишь депутат Кузнецов. Что, видимо, и помогло Думе сохранить кворум. А страсти через какое-то время сошли на нет. Был объявлен перерыв, во время которого прошло голосование за нового заместителя спикера. Им ожидаемо был избран Андрей Герасимов. Следом депутаты еще поскандалили насчет поведения своих коллег. Виктор Портнов попытался организовать «импичмент» Арановичу – не получилось, а вот Виктору Сопину и Павлу Воронину удалось убедить депутатов вернуться к рассмотрению снятого с повестки дня вопроса о ТОСах. Причем Павел Михайлович не преминул заявить, что в задержке сроков рассмотрения этого вопроса вновь виноваты чиновники, которые дотянули до последнего, так что тянуть больше некуда – надо принимать решение. Дальше заседание потекло более или менее спокойно, нерешенными остались сразу несколько вопросов «скрытой повестки дня».
Что все это значило? Кто с кем бился? Кто кому насолил в итоге? Почему так произошло? Будем разбираться. До следующего заседания у нас есть целый месяц. Сейчас же ясно немного. Политический кризис в Дзержинске продолжается.
Сергей Кулаков