Дзержинское время

Некогда в интервью с новым начальником управления транспорта город-ской администрации Вадимом Кудряшовым мы уже говорили о том, что городские власти намерены модернизировать местную транспортную сеть. В частности, речь шла о замене трамвайного маршрута автобусным. И тогда чиновники говорили об этом как о вопросе практически решенном. Однако прошло несколько месяцев, и в деле «модернизации» случился крутой разворот…

В недалеком

прошлом

Если вы помните, еще недавно главным доводом в пользу замены городского трамвайного парка на автобусный была прямая экономическая выгода. Конкретно говоря, стоимость пробега трамваем одного километра составляет 90 рублей, троллейбус проедет то же расстояние на 20 рублей дешевле, а автобус – и вовсе за 35 рублей. Кроме того, автобус землю не сотрясает и в обслуживании проще. Да и вообще, исходя из нынешнего состояния трамвайного парка, очевидно, что проще, быстрее и, вероятно, дешевле (с учетом времени и трудозатрат) купить новые машины (трамваи, троллейбусы или автобусы), нежели отремонтировать старые. Нельзя забывать и о том, что контактный провод и трамвайное полотно также сильно изношены.

В интервью нашей газете начальник управления транспорта и связи Вадим Кудряшов заявлял, что при закрытии трамвайного маршрута городу потребуется чуть более тридцати автобусов марки «ЛиАЗ». Однако, учитывая, что стоимость каждой такой машины колеблется от четырех до шести миллионов рублей, закупаться они будут постепенно. «Временно на обновленном маршруте будут работать привычные дзержинцам «ПАЗы», которые стоят в четыре раза дешевле», – делился планами Вадим Михайлович.

И вроде как всех тогда все устраивало: и бюджету экономия, и стекла в окнах домов на проспекте Ленина дрожать перестанут, и проезжая часть шире станет, и не самого приглядного вида трамваи с лица города исчезнут…

Возможны

варианты

И вдруг, как было сказано в одном из кинофильмов советских лет, «картина меняется». В декабре прошлого года мэр Дзержинска высказал мнение о том, что трамвай… не мешало бы сохранить! Но не эти громыхающие и плохо отапливаемые древние вагончики. Их следует заменить на импортные электротранспортные системы. Более того, по словам мэра, есть инвесторы, готовые поставить городу современные вагоны на взаимовыгодных условиях. Однако эти самые «условия» озвучены почему-то не были… Да и такие немаловажные факторы, как, например, необходимость реконструкции путей – трамваи нового поколения по имеющимся у нас рельсам двигаться не смогут, – по каким-то причинам не оговаривались в официальных заявлениях. Мы несколько раз пытались добиться от администрации города разъяснения ее собственных планов, но пока наши усилия так и не достигли успеха.

Авторитетное

мнение

Но все же людей «знающих» в нашем городе немало. А потому вы-сказаться по поводу грядущих «трамвайных» перемен мы попросили Дмитрия Волокушина. Как известно, до недавнего времени Дмитрий Викторович занимал пост начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска, а потому городскую транспортную сеть знает как никто другой.

«Импортные системы – будь то «Шкода» или «Сименс» – вместимостью от 300 человек стоят около двух миллионов евро. Если говорить о системах, перевозящих до 150 человек, – полтора миллиона. Плюс – демонтаж старого полотна, подготовка и укладка новых рельсов… С экономической стороной вопроса разобрались?» – начал беседу Дмитрий Волокушин.

Кроме того, по словам экс-чиновника, длина трамвайной системы составляет ни много ни мало 40 метров. Учитывая разрыв между остановками в нашем городе, сложно предположить, как такая «змея» сможет развить доступную ей скорость. «Трамвай – социальный транспорт, им пользуется очень много пенсионеров. Следовательно, говорить об увеличении протяженности перегонов ради того, чтобы новая система могла развивать максимальную скорость, это… я не знаю, несколько странно звучит», – высказался Дмитрий Волокушин.

Вообще говоря, по мнению Дмитрия Викторовича, в задумке с внедрением в Дзержинске заморского электротранспорта слишком много непонятного. Например, коль скоро дорожное полотно проспекта Ленина обслуживается областью, то почему Дзержинск должен его единолично реконструировать под новый транспорт? Опять же, где этот самый транспорт базировать? Имеющееся трамвайное депо для содержания и обслуживания длинномерных систем не предназначено. Где взять специалистов, которые будут «иностранцев» водить, а в случае нужды – ремонтировать? Все эти вопросы, на взгляд нашего собеседника, однозначного ответа пока не имеют.

Решение же транспортной проблемы он видит в замене трамвайного маршрута троллейбусным.   «В этом случае речь идет исключительно о демонтаже рельсов, проектировании и строительстве новой линии, ремонте дорожного полотна и закупке дополнительных троллейбусов», – подвел итог господин Волокушин.

Мэр думать будет…

Примечательно, что глава города на очередном «часе прессы» прокомментировал сложившуюся ситуацию крайне расплывчато. Например, на вопрос, будет ли в городе сохранен трамвай или его ждет упразднение, Виктор Федорович ответил, что есть две концепции – одна предполагает «сохранение трамвая, другая – его замену». «В случае сохранения трамвая, какие машины будут использоваться – иностранного или отечественного производства?» – поинтересовался корреспондент «Дзержинского времени». «Есть разные варианты, рассматриваем в том числе и предложения фирмы «Шкода»…» – уклончиво высказался градоначальник. И тут же развил мысль о том, что трамвай, по сравнению с прочими видами транспорта, более вместителен, ему не страшны пробки, опять же – экологичен… При этом мэр заверил, что расчеты себестоимости использования трамвая ему предоставят в самое ближайшее время, а участие областного правительства в возможной реконструкции проспекта Ленина также находится в стадии рассмотрения.

Кроме того, Виктор Федорович отметил и возможность привлечения внебюджетных средств. «Частник, вложивший деньги в ту же реконструкцию, само собой разумеется, захочет их «отбить». Уж не выльются ли данные инвестиции в повышение цены за проезд?» – всполошились журналисты. «Есть такое понятие, как «социально ответственный бизнес» – не все и не всегда в бизнесе делается ради денег. Возможны вложения в те или иные проекты без замысла получить прибыль…» – выровнял ситуацию мэр. В качестве доказательства своих слов он привел пример, когда во время лесных пожаров частные предприятия безвозмездно выделяли технику для их тушения.

Отвечая на вопрос о сроках принятия окончательного решения и одновременно подводя итог «разговору о трамваях», глава города сказал: «Мы не стометровку бежим, а решаем серьезный вопрос. Взвесив все «за» и «против», я приму решение…»

Как говорится, будем ждать… Глядишь, через какое-то время, действительно, будем разъезжать по родному городу на новомодном длиннющем иноземном чуде-чудном.

Пока верстался номер

Когда автор этих строк заканчивал писать статью, зазвонил редакционный телефон. «Трамвай является историческим наследием, неотъемлемой частью облика города! А то, что холодно в вагончиках, так это просто надо современные машины закупать…», – сбивчивым голосом быстро сказала пожилая женщина на том конце провода. Ну что ж, такая мотивация в пользу сохранения трамвая – это тоже точка зрения, и она тоже имеет право на существование.

Павел Вениаминов