Казалось бы, с приближением дня выборов президента политическая ситуация в стране должна становиться понятнее и прозрачнее: большинство опросов общественного мнения показывают безусловное лидерство в президентской гонке В.В. Путина. Однако по мере прояснения положения с выборами нарастает неопределенность в других областях политической и социальной жизни.

Тон неопределенности задает сам главный кандидат в президенты, решивший дистанцироваться от правящей партии и опереться на Общероссийский народный фронт. Формальный начальник предвыборного штаба Путина режиссер Говорухин объясняет этот его шаг большим количеством ошибок, совершенных «Единой Россией» на декабрьских выборах в Государственную Думу. Но такая позиция все равно вызывает недоумение, поскольку именно единороссы выдвинули Путина кандидатом в президенты.

В связи с этим возникла двусмысленная ситуация, которая, безусловно, порождает определенную растерянность в рядах членов и сподвижников «Единой России». С одной стороны, им необходимо каким-то образом вести предвыборную кампанию и обеспечивать нужный процент для победы своего кандидата, причем желательно в первом туре, а с другой – отсутствуют четкие указания по поводу идеологии и инструментов избирательной гонки. Получается, что местным единороссам предлагается действовать на свой страх и риск. А ведь наших чиновников давно приучили к мысли, что инициатива наказуема. Особенно если она не привела к положительному результату.

На этом фоне уже не удивляет очередная порция слухов о туманном будущем самой «Единой России». Якобы разработаны альтернативные варианты: умеренный (смена логотипа и избрание конкретного лидера), промежуточный (формальное сохранение партии, но с разделением ее фракции в Государственной Думе на три части – патриотическую, либеральную и социальную) и радикальный (ликвидация партии и создание на ее основе новой политической силы).

Вызывают множество вопросов и кадровые решения в стане «Единой России». На прошлой неделе в отставку с поста главы Центрального исполнительного комитета партии ушел лидер фракции единороссов в Госдуме Андрей Воробьев. Официальная причина вроде бы уважительная, а именно желание вице-спикера сосредоточиться на исполнении своих непростых обязанностей в нижней палате парламента. Однако признаем, что время выбрано не совсем подходящее. Ведь до выборов рукой подать…

Тем временем заставило задуматься о перспективах сотрудничества России с европейскими странами то, что Путин не посчитал нужным встретиться с делегацией миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Причина, которую озвучил глава миссии Т. Кокс – недостаток времени у премьер-министра, – вряд ли следует принимать в расчет. Скорее, на наших глазах состоялась демонстрация недоверия к такого рода миссиям, чем, кстати, воспользовалась системная оппозиция. Коммунисты провели беседу с делегацией ПАСЕ, использовав ее для новой критики властей. На этот раз руководитель избирательного штаба Г.А. Зюганова Иван Мельников пожаловался на то, что ряд регионов отказывается размещать агитационные материалы в поддержку их кандидата. Причем местные чиновники прямо кивают на спущенные сверху указания: не вывешивать ничьи другие агитационные материалы, кроме двух лиц – Путина и Прохорова.

Неопределенность сохраняется с электоральными предпочтениями населения страны. Здесь дополнительную сумятицу внесли протестные митинги, которые, хотя и продемонстрировали массовое недовольство властью, но в то же время изрядно напугали умеренные силы, стремящиеся мыслить не только тактически, но и стратегически. Да, они хотят перемен, однако осознают, что новый человек в Кремле несет в себе угрозу непредсказуемости. А протестная волна грозит смести не только политический режим, но и нанести удар по нынешней хрупкой стабильности.

Срабатывает фактор самосохранения, и люди, скрепя сердце, возможно, вновь отправятся голосовать за Путина. Недаром в общественном мнении действующий премьер ассоциируется с такими качествами, как опыт и последовательность.

Как раз этих качеств может не хватить другому кандидату на пост президента – «вечно второму» Геннадию Зюганову. В самом деле, несмотря на три попытки, ему так и не удалось до сих пор «порулить страной», а коммунистическую программу можно признать средством борьбы с тем строем, который, по большому счету, страна строила на протяжении последних 20 лет. И к нему неплохо приспособился не только высший слой, но и верхушка среднего класса, чей доход достигает нескольких тысяч долларов в месяц. Будут ли эти силы на стороне Зюганова, если, став президентом, Геннадий Андреевич все-таки возьмется за реализацию обещанных мероприятий, например, проведение национализации? Ответ очевиден.

Не все понятно и с позициями других кандидатов. Так, Михаил Прохоров заявляет о том, что добровольно отдаст большую часть нажитого им непосильным трудом и превратит Кремль в музей, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в очередной раз готов начать процесс по объединению эсеров и коммунистов в одну партию, а  Владимир Жириновский обещает стать «отцом нации». Во все это верится с трудом…

Следует констатировать: в стране обострился голод на умных и честных политиков-профессионалов. Немалое число людей вновь пойдет голосовать не столько «за» конкретного кандидата, сколько «против» его оппонентов. Поэтому кто бы ни выиграл президентские выборы, вряд ли он будет представлять абсолютное большинство населения. А значит, поводы для разжигания митинговых страстей не исчезнут.

 

Александр Егоров