Спасет ли демократию технический прогресс?


Если результаты президентских выборов в Дзержинске непредсказуемы, то высокая явка горожан на избирательные участки, похоже,  гарантирована. Мало того, что  народ всегда проявляет к этим выборам неподдельно повышенный интерес, так в этот раз он наверняка будет еще и подогрет новшеством – «говорящими» урнами, которые установят в Дзержинске на каждом из 117 избирательных участков.  Тут даже самым нелюбопытным не устоять. В минувшую пятницу для местных журналистов устроили презентацию этой чудо-техники.  И даже разрешили самолично ее опробовать в тестовом режиме.

 

КОИБ не может молчать

О возможностях электронных урн рассказали заместитель избиркома Нижегородской области Александр Галкин и представители сервисного центра «АО Радиоком», инженеры которого и обслуживают выборную технику. Это право компания приобрела, победив на аукционе.

По сути, 4 марта мы вместо одной урны обнаружим на избирательных участках две, каждая оснащена внутренним сканером и вместе они подключены к принтеру. Потому и называют эту троицу КОИБом – комплексом по обработке избирательных бюллетеней.

Обращаться с этой машиной достаточно просто: положил в специальный «лоток» заполненный бюллетень непременно лицом вниз, его и засосало внутрь полупрозрачной опечатанной урны – очень похоже на купюроприемник. Если что-то непонятно, можно обратиться за помощью к членам комиссии, которые прошли специальное  обучение и получили право называться операторами КОИБ. А можно нажать большую зеленую кнопку справа, и урна заговорит человеческим голосом – сообщит избирателю последовательность его действий, а в конце даже скажет спасибо за участие в выборах.

Не будет молчать умная «говорящая» машина и в том случае, если кто-то попытается нарушить порядок голосования – например, пожелает бросить два бюллетеня вместо одного или отправить в урну бюллетень, на котором стоит печать другого участка. Кстати, для этого дзержинским участковым избирательным комиссиям пришлось разориться  еще и на прямоугольные штампы, потому как только их распознает КОИБ. Откажется он принимать и бюллетени, сложенные вдвое или вообще без печати, простые листы бумаги – тут же во весь голос сообщит о нарушении.

 

Быстро, как в банке, точно, как в аптеке

Все остальные бюллетени, в том числе и недействительные, комплекс «проглотит». В момент прохождения через сканер все отметки на бюллетене считываются и заносятся в память электронного механизма. Если «талончик» для голосования испорчен (допустим, в нем стоят галочки сразу в нескольких квадратиках), КОИБ их тут же отмечает тонкой красной полоской на оборотной стороне. Поскольку сканер, вмонтированный в урны, очень чувствителен, избирателям стоит проявить осторожность, ведь он способен распознать даже малюсенькую точку. Угодила, допустим, такая микро-клякса в квадратик против фамилии кандидата, при том что вы уже поставили галочку в нужном месте, и все – бюллетень недействителен.

Бюллетени из переносных ящиков, с которыми члены комиссии выезжают к больным избирателям на дом, после закрытия участка также по одному вводятся в комплекс, но в особом режиме.  Вообще же их несколько: тестовый, режимы стационарного голосования и голосования вне участка. Тестировать КОИБы будут не раз, а генеральная репетиция с пошаговой отработкой каждого этапа применения комплекса пройдет накануне выборов, 3 марта.

И все-таки главное достоинство электронных урн перед картонными не в их умении вести светский разговор и «выплевывать» нестандартные бюллетени. Преимущество их в том, что после окончания голосования машина ведет самостоятельный подсчет числа бюллетеней и голосов, отданных за того или иного кандидата. На все про все  уходит не больше часа, уверяют специалисты, – вот радость-то для членов комиссий, для которых выборы обычно заканчиваются за полночь. Затем КОИБ сам заполняет протокол голосования, правда, для этого членам УИК придется вручную внести в память комплекса некоторые сведения: число избирателей на участке, количество выданных избирателям и погашенных бюллетеней. 

Специалисты, на которых возложена техподдержка КОИБов, уверяют, что электронным урнам можно полностью доверять – они уже прошли испытание на декабрьских выборах в Нижнем Новгороде и подтвердили свою надежность. И даже если в помещении для голосования вдруг отключат свет, «мозг» машины сохранит все данные и будет способен продолжить работу после устранения неполадок с электричеством. Кстати, на случай «отключки» участковые комиссии подстрахуются – установят на участке самые обычные урны.

Разумеется, от нештатных ситуаций никто не застрахован – даже самая безупречная техника может давать сбой. А потому в день выборов компания «АО Радиоком» организует «горячую линию», куда операторы КОИБов могут сообщить о проблемах в работе комплексов, и если их не удастся решить по телефону, то на участок приедет инженер.

Кстати, именно удобством обслуживания одной территории, да еще  не удаленной от столицы нашей области,  и объяснили нижегородские гости тот факт, что из 126 КОИБов, которые в этот раз будут работать на выборах в регионе, 117 достались Дзержинску. То есть их установят в нашем городе на всех без исключения избирательных участках. И в том, что мы удостоились такой чести, организаторы выборного процесса  не усматривают никакой связи со скандалом, случившимся в Дзержинске на декабрьских выборах в Госдуму.

 

Выборы влетят в копеечку

Впрочем, оснащение выборов по последнему слову техники не защищает их от махинаций. И хотя у нас давно шутят, что главное не как проголосуют, а как посчитают, все же честные выборы – это не только подсчет голосов по правде. Важно и то, как организован процесс голосования. Уверяю вас, что корифеи выборного дела знают тысячу и одну жульническую схему – сама однажды работала председателем УИК и премного наслышана об этом. И все эти приемы построены на магии денег. Не далее как в минувшую субботу разговаривала с москвичом, который признался, что за участие в митинге на Поклонной горе в поддержку Путина ему заплатили 2 тысячи рублей. 

Деньги на выборах всегда льются рекой.  Одни только КОИБы стоимостью в 116 тысяч каждый Нижегородской области влетели в копеечку – более чем в 20 миллионов. А если посчитать затраты на электронные урны в масштабах страны, то сумма выльется в миллиарды. Про видеокамеры уже даже вспоминать не хочется.

Нет, технический прогресс – это, конечно, здорово. Но когда он проникает только в отдельные, причем не самые главные сферы жизни, и при этом мы сталкиваемся с отсутствием базовых бытовых удобств и элементарного порядка, поневоле начинаешь раздражаться, видя такое расточительство. 

Елена Серова