История с «денежными играми» для школьников под названием «Кенгуру» и «Русский медвежонок», о которой недавно рассказал еженедельник «Дзержинское время», заинтересовала в том числе и прокуратуру. Но не только ее…
Буквально на следующий же день после выхода статьи, посвященной псевдоолимпиадам, в редакцию пришло письмо от учителя школы № 68 Натальи Юрьевны Моренковой, которая на протяжении 10 лет занимается организацией конкурса «Кенгуру» в родной школе. Педагога, как написала она в своем послании, «задела необъективная подача информации», изложенной в статье. Чтобы высказать свою точку зрения, она предложила встретиться, а мы согласились.
Беседа наша оказалась слишком эмоциональной, чтобы претендовать на конструктивность. Тем не менее, она состоялась.
Наталья Юрьевна настаивала, чтобы «ДВ» опубликовал если не опровержение, то что-то вроде. Например, просила уточнить, что «Кенгуру» – вовсе не олимпиада, а игра, которая не проверяет знания… Но об этом мы рассказали, кажется, и в самой первой статье, посвященной этим занимательным образовательным играм.
Беседа с Натальей Моренковой, честно признаться, была не из легких. Оппонентка моя отчаянно заступалась за «Кенгуру». Признавая, что конкурс этот не дает ученикам дополнительных знаний и не проверяет их, то есть не имеет никакого отношения к собственно образованию, она все-таки настаивала на том, что такие игры детям нужны. «Зачем?» – был мой вопрос. Оказывается, все это делается только для того, чтобы школярам учиться было легко и весело!
Долой назидание со стороны учителя, главное – увлечь школьника. Вот так. Испокон веков учение было если не мукой, то тяжелым трудом. А удовольствие доставляли только результаты, достигнутые с усилием. Но теперь у образования другие цели, иные задачи – давать знания как таковые нынче не модно (подтверждением этому – новые образовательные стандарты для начальной школы, введенные в этом году). Научить ребенка жизни, как бы пафосно это ни звучало – вот к чему стремится современная школа…
Выходит, что школьная игра «Кенгуру», будучи формой образовательного процесса, как назвала эти «соревнования» моя собеседница, один из способов достичь этого. Но чему в таком случае конкурс учит школьников, какой жизненный опыт получают они? «Дети начинают верить в себя, даже невысокий результат, полученный в конкурсе, радует их», – в который уже раз объясняет полезность «Кенгуру» педагог.
И снова согласиться с ней не удается. Известно, для того чтобы человек захотел к чему-то стремиться, перед ним надо ставить сложные задачи, а не наоборот. В противном же случае, велик шанс вырастить из школьников лентяев и самодовольных эгоистов, готовых хвалить самих себя даже за то, что действительно похвалы не стоит. Ведь единственный путь к самосовершенствованию, как известно, это недовольство собой, а отнюдь не умение довольствоваться малым.
Поэтому вдвойне странно, отчего учителя, наверняка понимая это, давным-давно не дали «Кенгуру» от ворот поворот. Более того, любое нелицеприятное высказывание об игре вызывает у них обиду и называется «необъективной подачей».
Естественно, наш с Натальей Юрьевной разговор коснулся и денежных сборов, которые, собственно, и стали поводом родительского недовольства школьными «игрищами» под названием «Кенгуру» и «Русский медвежонок». Оказалось, что денежные отношения в школе нынче никого уже не смущают, и педагогов в том числе. С тех пор, видимо, как школа поменяла «специфику» работы и вместо того, чтобы «учить», начала представлять образовательные услуги…
«Вы же платите в парке за карусель? – поинтересовалась у меня Наталья Юрьевна, – вот и с «Кенгуру» то же самое – родители хотят, чтобы их ребенок поиграл и отдают за это развлечение деньги», – пояснила она.
Но в том-то весь и фокус, что большинство родителей, отдавая «оргвзнос», думают, что платят за олимпиаду, а отнюдь не за пустое развлечение! Хотя моя собеседница утверждала, что такого не может быть. Во всех школах, которые участвуют в «Кенгуру», висят памятки и плакаты, рассказывающие и детям, и родителям, что это за «зверек» такой и как в него играть. А то, что некоторые мамы и папы принимают несерьезный конкурс за настоящую олимпиаду, школа не виновата. Нет в том и вины организаторов. Ученикам и родителям самим надо быть внимательнее – приблизительно таким был вывод моего оппонента…
В итоге два часа препирательств, увы, так и не помирили нас с Натальей Юрьевной.
«Кенгуру» не хуже и не лучше всего остального, что происходит в образовании сегодня. Ведь платить в современной школе приходится за многое. Заставляют же детей есть в школах в надежде «охватить горячим питанием» как можно больше учеников. И родители платят за это деньги. Но школьники все равно отказываются «охватываться» – не едят, и все. Родители попросту выкидывают деньги на ветер. И продленка в некоторых школах обязательна, и танцы, и музыка… И ведь за это тоже приходится «расплачиваться». А есть ли толк? Результат? Кроме разве что «галочки» в каком-нибудь из многочисленных отчетов – как доказательство того, что все сделано, как надо, как предписано. И в этом смысле игра «Кенгуру» оказалась всего лишь маленькой деталькой, по которой можно, думаю, судить и обо всей системе в целом. Сопоставишь все эти факты, и в очередной раз ужаснешься – образование-то в нашей стране «сгнило». И тем, кто работает в его системе сегодня, остается только посочувствовать.
Вот вам в качестве доказательства еще одна «картинка» из жизни. Когда одна из моих коллег, недовольная тем, как преподается предмет, спросила учительницу своего ребенка: довольна ли она тем, что ей с учениками приходится буквально бежать по школьной программе галопом по европам? Она ответила: «Нет, но я вынуждена так работать».
Делать то, что не имеет смыла – для настоящего учителя это просто трагедия. Но делать иначе ты не имеешь права, чтобы не выпасть из «системы» – как невозможно соскочить с раскрученной карусели… И это самое страшное.
Елена Богомазова