На политическом фронте без журналистов


Вот говорили же мне в последнее время разные умные люди, чего, мол, «обстановку нагнетаешь», нет у нас в городе никакого политического кризиса. Но я не верил, так как стены дзержинской Думы и администрации уже не первый месяц сотрясают громкие заявления, скандалы, демарши и так далее и тому подобное. А в минувший вторник никаких сомнений в существовании на городских политических просторах кризиса совсем не осталось. И, если уж быть совсем честным, появилась уверенность, что в городе химиков развернулась широкомасштабная политическая война. Причем, говоря языком людей в погонах, бои идут с применением тяжелых средств поражения живой силы противника…

 

Вперед после песни

Тридцать вопросов в повестке дня заседания Думы – это не шутка, а огромный пласт городских проблем, которые предстояло разрешить депутатам, ударно потрудившись. И к минувшему заседанию готовились не только сами народные избранники, но и мы – журналисты. Нам тоже предстояло хорошенько поработать, чтоб через несколько часов или дней интернет-пользователи, телезрители или читатели нашей, например, газеты узнали, что пенсионерам одобрили льготы на проезд в пригородных автобусах, что внесены изменения в бюджет, что… Да мало ли в нашем городе проблем!

Вот только именно для нас, представителей местных и областных СМИ, которые собрались в зале заседания Городской думы, эта работа не состоялась. Как только депутаты зарегистрировались и прозвучал гимн, слово взял депутат Поляшов и спокойным тоном заявил, что они вот тут с коллегами посоветовались и рекомендуют депутатам провести заседание в закрытом для прессы и приглашенных гостей режиме. Народные избранники не долго сомневались. Решение было принято большинством голосов так быстро, что никто из присутствующих в зале даже слова сказать не успел. И нас, журналистов, начали чуть ли не под руки выводить из зала.

Правда, я успел поднять руку и задать председателю Думы, уважаемому мною лично, Валерию Чумазину возмущенный вопрос: «На каких основаниях было принято решение о закрытии заседания для прессы?» Валерий Анатольевич, кажется, смутился. Он буквально выдавил из себя что-то очень сбивчивое про четыре важных вопроса, которые предстоит рассмотреть депутатам. Но его дополнили коллеги с мест, бесцеремонно заявив, что они имеют право принимать такие решения. И все, больше никаких объяснений. И вот уже управделами Думы Юрий Бобров настойчиво просит нас покинуть зал. Самое замечательное, что вместе со всей пишущей братией он чуть не вытолкал со своего места даже пресс-секретаря мэра. Она была очень удивлена таким поворотом дел…

О Григорьеве и его следствии

Еще перед заседанием, когда я увидел, что в зале появился известный в нашем городе журналист, автор нашумевшего фильма «Украденный город» Геннадий Григорьев, в мозгу промелькнуло: «Плачьте, дети, в Дзержинск ввели танки!» И ведь как в воду глядел. Хотя моя коллега, с которой я поделился своими крамольными мыслями, даже спорить на этот счет не стала. Мол, все обойдется. Но – не обошлось.

Фигура Григорьева колоритна, а потому приметили его, сидящего в зале, не только мои коллеги. К примеру, его очень быстро обнаружил на своем депутатском горизонте бывший мэр города Виктор Портнов. И почти тут же, чего нужно было ожидать после «Украденного города», Виктор Валентинович разразился чуть ли не на весь зал таким крепким словесным перебором, который, по моему скромному мнению, нельзя повторять в приличном обществе ни при каких обстоятельствах. После этого и прочие депутаты зашептались, засуетились, если хотите, разнервничались не на шутку. По залу прошел шепоток о каких-то «консультациях» по поводу нахождения на заседании Григорьева. А что произошло дальше, вы все уже знаете.

Вот и получается, что начало минувшей Думы прошло по знакомому нам еще с детства сценарию всеми любимой сказки Чуковского про «Тараканище». На Думу пришел вселяющий страх и ужас (в тех, о ком он пишет или рассказывает с экрана) Геннадий Григорьев, а потому, как писал детский классик, «волки от испуга скушали друг друга». Конечно, это исключительно моя версия причины, по которой сразу всех журналистов было решено выдворить из зала, но, смею вас заверить, немедленно после случившегося она стала основной среди журналисткой братии. Правда, разница со сказкой все-таки в данном случае есть. Если принять депутатов за волков из книжки, то они скушали не друг друга, а покусились на свободу слова.

 На наш взгляд, местные народные избранники не имели никакого права «закрывать» заседание Думы для прессы. Конечно, пункт, дающий им такую возможность, есть в регламенте работы Думы. Закавыка в том, что он грубо противоречит статье 58 Закона РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Но случилось то, что случилось, а потому всем нам, дзержинским и не только журналистам пришлось собирать информацию о происходившем за закрытыми дверями депутатском действе по крупицам. И если кто-то думает, что, закрыв перед нами засовы, он сможет утаить что-то, скрыть от людских глаз свои замыслы и помыслы, а тем паче слова или действия, то эти граждане беспросветно ошибаются.

На войне, как на войне

Скажем сразу: на минувшем заседании из 30 вопросов повестки депутаты смогли вынести свое решение только… по одному. Повезло лишь актеру Дзержинского театра драмы Игорю Тарасову. За многолетний и добросовестный труд депутаты все-таки сподобились наградить его Почетной грамотой города Дзержинска. Поздравляем Вас, Игорь Николаевич! Искренне поздравляем.

А вот в остальном депутатская работа даже за закрытыми дверями не сложилась. Еще до заседания было известно, что «некие силы» из числа депутатов Городской думы очень рассчитывают вынести «неуд» мэру города по результатам его отчета за 2010 год. Мы уже писали, что этот отчет вызвал много критики на комитетах Думы. И в повестке минувшего заседания этот вопрос стоял вторым в списке. По нашей информации, мэру так и не дали зачитать сам отчет. Но депутаты долго судили и рядили, справился ли он со своей работой в 2010 году или нет. Хотя, в принципе, что было и рядить-то, если Виктор Сопин проработал на посту градоначальника в этом самом 2010-м лишь только полтора месяца. Если быть честным, то «судить» за этот год нужно было другого Виктора, что проиграл прошлые мэрские выборы.

Голосование по отчету мэра было тайным. Так решило депутатское большинство. Были, конечно, возражения, но их удалось переломить, а потому результат голосования был предсказуем – депутаты признали работу мэра города в 2010 году неудовлетворительной. Вот только на этом вся эта история с «неудом» Виктору Сопину не закончилась. Для утверждения решения Думы нужно было проголосовать еще раз – утвердить результаты голосования депутатов официальным постановлением. Вот здесь и случилась неожиданность.

Во-первых, еще вместе с журналистами зал покинули думские коммунисты. По признанию руководителя фракции КПРФ Олега Арановича, они не захотели принимать участие «в этом фарсе». А, во-вторых, сразу после тайного голосования зал покинули еще несколько депутатов, которые, видимо, посчитали свой «долг» выполненным. Но вот незадача: при голосовании за утверждение проекта постановления Думы по вопросу отчета мэра неожиданно не стало кворума. Некоторые депутаты просто не нажали кнопки, отказавшись тем самым поддерживать всю эту запутанную политическую игру. Поэтому собравшимся в зале народным избранникам ничего не оставалось, кроме как покинуть зал. В итоге постановление о признании работы действующего мэра в 2010 году так и не было принято.

В чем смысл?

Теперь о главном – причинах всех тех политических хитросплетений, которые нам сегодня приходится наблюдать в стенах Городской думы. Не стоит уже скромничать, нужно прямо и открыто назвать происходящее политической войной между командой Виктора Сопина и сразу несколькими депутатскими группами, окопавшимися в местном парламенте. За что они воюют – мы можем только догадываться. А вот как – это не секрет.

Одни пытаются просто-напросто отрешить Виктора Сопина от должности. Методика их действий проста. По законодательству, если депутаты дважды признают работу мэра неудовлетворительной, то они спокойно могут начинать процедуру отрешения градоначальника от власти. Именно этим можно объяснить жгучее желание некоторых господ-депутатов зачесть два месяца работы мэра Сопина на своем посту в 2010 году за целый год. Ведь если у них это не получится сегодня, то нужно ждать еще минимум год, признавая «неудовлетворительной» работу мэра сначала за 2011 год, а потом еще и за 2012-й. Но такое ожидание для кого-то, видимо, смерти подобно. А потому и торопятся, скандалят, журналистов удаляют из зала.

Но с другой стороны окопа расположился и сам Виктор Сопин. В его арсенале информационные атаки на своих оппонентов совершенно разного толка. И, смею вас заверить, вышеупомянутый Геннадий Григорьев вновь начал «посещать» заседания Городской думы не из праздного любопытства, а с вполне конкретным интересом «тяжеловесной артиллерии» нашей благородной журналисткой профессии. Кто как не Геннадий умеет профессионально и грамотно собирать такие зубодробительные факты, а также соединять их в такие «убойные» материалы, что после выхода их в эфир или распространения «на дисках», как встарь, мэры вылетают из своих кресел, как пробки из бутылок игристого? Впрочем, думается, нынче господин Григорьев приехал в наши края отнюдь не по мэрскую душу, потому-то так и оскандалились во вторник местные депутаты, выгнав всех нас из зала заседания.

Смею заверить, эта история еще будет иметь свое продолжение. У нас, дзержинских журналистов, тоже есть своя гордость. И все, что нынче происходит в городе, нас не может устраивать, а потому мы обязательно будем реагировать на хамство со стороны власти. И главной реакцией будет объективное и всестороннее освещение этой большой политической войны, без личных пристрастий, без эмоций. Надеюсь, дорогой читатель, и вы нас в этом поддержите…

Сергей Кулаков