Дзержинское время

Истории с продажей городской земли или недвижимости неоднократно становились предметом различных скандалов. Некоторые – и причиной судебных разбирательств. Только, несмотря на заявления разного рода чиновников, большинство из них закончились ничем. Горожан практически приучили к мысли, что некоторым в этом городе можно все и им за это ничего не будет.

Автовокзал, лагерь имени Гагарина, кусок центрального городского стадиона – северная трибуна и так далее и так далее. Безвозвратно уплыл из муниципальной собственности и лагерь имени Дзержинского. Но это дела минувших дней. А нынче в городе есть и новенькие прецеденты. И скоро горожане могут столкнуться с другой большой проблемой – у них отнимают или уже почти отняли реку…

Например, мы не исключаем вероятности того, что в некоторых местах Ока или все озеро Глубинка уже в этом году станут недоступны для жителей города. Нет, реку «новым дзержинцам» пока не продали, берег пограничными столбами и заборами не перегородили. Закон это однозначно запрещает. Есть Градостроительный кодекс Дзержинска, где эта зона обозначена как рекреационная, зона отдыха горожан. Она, кстати, простирается на 200 метров от береговой  линии. Но… подъезды к этой зоне отдыха у нас практически отняли и продолжают отнимать.

 По нашей дороге – не ездить!

Горожане, конечно, помнят историю, когда дорогу, ведущую к Глубинке и дальше – к Оке мимо «Чайки», вдруг перегородил шлагбаум. Дорога стала частной, и ездить по ней широкой общественности запретили. Участок земли под дорогой выкупило в бытность мэра Виктора Портнова и оформило в собственность некое ООО «Тея», которое стало новым владельцем и земли на речном берегу, где прежде располагалась турбаза «Заря». Кто стоит за этой организацией, мы называть не будем, чтобы не нарваться на судебную тяжбу, так как  юридически этих людей, которые составляют часть «городского бомонда», там нет. И все-таки этим неназванным господам, видимо, и помешали остальные жители города. Вот и отгородились они от нас. Наверное, чтобы «массовка», иногда шумная и не всегда прилично себя ведущая, им не беспокоила.

В самом факте продажи участка под дорогой не было ничего зазорного, плохого. Продавайте, только с обременением – условием, чтобы и все остальные горожане могли здесь ездить. Река-то общая. Но нет, о соблюдении элементарных прав прочих жителей города никто не позаботился. И в результате этот путь к реке для людей был отрезан шлагбаумом.

Народ повозмущался и стал ездить в объезд – по проселочной дороге мимо Васильевского ручья. Но были и такие, которые пытались судиться, потому что дорога эта ведет не только к обители «Теи», но и к их предприятию. Это так называемый яхт-клуб, «Капитан», ныне – ООО «Химконтракт». Например, его директор Андрей Овсянников поведал нам двухлетнюю историю разбирательств, как он пытался через прокуратуру и суд добиться разрешения (абсурд!) проезжать, а не пролетать к месту своего расположения. Правда, им предложили ездить по дороге за плату. Но ежемесячная сумма в 50 тысяч рублей показалась неприподъемной – легче было свою дорогу построить.

Судебные разбирательства Овсянникова с «Теей» завершились вроде бы победой, которая была равнозначна поражению. Яхт-клубовцам разрешили проезжать по дороге только на грузовом автотранспорте, на своих личных авто – ни-ни. А потому, наверное, Андрей Овсянников вышел на губернаторский инвест-совет с проектом строительства своей собственной дороги. И получил на это разрешение, хотя в коридорах нижегородской власти над Дзержинском в этой связи смеялись и недоумевали: как это так, продают дороги отдельным личностям, отрезая пути проезда до работы и общественных мест отдыха 240-тысячному населению города. Вы можете себе представить, чтобы в Нижнем, к примеру, кто бы-то ни был отгородил реку от людей заборами и поставил шлагбаумы на традиционных подъездах к ней? То-то и оно.

В ближайшее время яхт-клубовцы начнут строительство проезда. И буквально в 4 метрах от одной запретной дороги пройдет другая, тоже частная. Потратив на ее строительство, как предполагается, около 5-6 миллионов рублей, «Химконтракт» точно так же закроет ее для всех остальных. И будет, по-своему, прав.

А теперь представим себе на минуту такую картинку: найдется еще одно предприятие, которому потребуется здесь проезд, второе, третье. И каждое будет строить свою дорогу? И ровно столько дорог параллельно друг другу пролягут через прибрежный лес, если для деревьев тут вообще останется место? Чем не замечательное  наглядное пособие по геометрии людской жадности и недальновидности власти?

 Благоустройство по-дзержински: никто не проедет!

Чего проблему раздувать, есть же объезд, скажет кто-то. Давно уж привыкли ездить мимо турбазы «Уран» и Васильевского ручья, где  действительно проходит проселочная дорога, по которой можно добраться до Глубинки и Оки. Сама с друзьями и с семьей сколько раз по ней отдыхать ездила. Но дорога эта для горожан, кажется, тоже уже осталась в осени 2011 года. Теперь ее нет. Пока свидетелей тому не слишком много, потому что летний сезон впереди. Но любой желающий может убедиться уже сейчас – дорогу перегородил забор из металлической сетки. За забором пока пусто, мусорный контейнер только красуется. Земельный участок, в том числе и часть проезда, отгородило, присоединив к своей территории, некое предприятие или организация. Если раньше между его забором и оградой турбазы было метра три-четыре, так что люди могли спокойно проехать к реке, то теперь – глухо. Расстояние между заборами местами не превышает метра, да еще и сосна посреди стоит. Тут теперь только на двух колесах и пешком проберешься.

Кто прибрал к рукам кусок земли вместе с участком дороги? Давали ли соответствующие службы на это разрешение? Пожарные, случись что, на велосипедах проезжать будут? Да и в ворота турбазы «Уран» теперь доступа нет. Вопросов много, но ответов пока нет, а, казалось бы, что стоит нынешней городской власти выяснить все подробности. Если желание будет.

Очевидно, что понимание «благоустройства» у тех, кто ставил этот забор, сильно отличается от общепринятого. Нам – благо, нам – хорошо, а остальные, как хотят. Факт остается фактом – дзержинцам отрезали и эту возможность добраться до реки. Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Задворками и перелесками дзержинцы, наверное, проложат другие пути проезда. Сейчас еще можно кое-как проехать к Оке от Святого озера. Но уже через месяц, когда начнется активное таяние снега, Васильевский ручей разольется, и ее не будет.

Вот и получается: есть в Дзержинске река – природное и народное богатство. Но скоро воспользоваться этим богатством люди не смогут. Добраться до Оки можно будет разве что на вертолете. Вот и получается, что цинично нахально, с попустительства ли городских властей или их незнания, город кромсает и застраивает «под себя», руководствуясь своими только желаниями и потребностями, большая ли – маленькая, группа избранных. А ничего, что мы, 240 тысяч горожан, тоже здесь живем?

 Грядет еще одно благоустройство

Теперь еще про один клочок городской земли на берегу Оки. Речь идет о том участке, который начинается за последними домами желнинцев и простирается вдоль дороги до автостоянки и забора «Чайки». Участочек так себе, заболоченный, зарос деревьями. В этом месте расположено старое русло Оки. Берег здесь для отдыха совсем неудобный. Но все же пока доступ к реке здесь у горожан есть. Пользуются им, оставив свои авто на автостоянке отеля, в основном рыбаки. Но он есть. А вот будет ли в дальнейшем – неясно. Потому что, по нашим данным, сейчас городские власти поделили здешнюю территорию на две части. Одна часть в свое время по «акту выбора», то есть опять-таки без конкурса (на основании положения, действовавшего при прежней администрации), отдана некоему ООО.

Вторую часть предполагается отдать под благоустройство и выставить на аукцион. Одним из наиболее вероятных претендентов на участок называют «Чайку». Он напрямую примыкает к ее нынешней территории. И, говорят, у руководства отеля есть намерения устроить здесь открытые корты или другие спортивные площадки. Все бы хорошо, только при описанной ситуации слово «благоустройство» вызывает у народа оторопь и страх. Хотелось бы мне ошибиться, но не закончится ли и тут дело строительством глухого забора, из-за которого не то что пройти к реке – увидеть воду не получится.

Елена Бахтина