Дзержинцы недоумевают: почему вместо «скорой помощи», которую они вызывают, к ним порой приезжает врач из поликлиники, и не через 15-20 минут после вызова, как положено, а в течение двух часов. И в этом, надо сказать, нет нарушения закона – с 1 апреля Дзержинск стал участником областного пилотного проекта. В чем его суть – об этом мы беседуем с Владимиром Карповым.

 

Напомним, не так давно вместо управления здравоохранения, которое Владимир Константинович возглавлял более двух десятков лет, в Дзержинске создан отдел мониторинга организации медицинской помощи населению Дзержинска и Володарского района. Теперь Владимир Карпов – начальник этого подразделения, которое входит в состав вновь образованного государственного казенного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Центр медицинской инспекции». Вот так все сложно. Надеемся, в новой структуре сложности ограничатся названием.

– Владимир Константинович, объясните, почему же теперь бригады «скорой помощи» выезжают не ко всем пациентам, обратившимся в службу «03»?

– Законом определено разделение скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную. Таким образом разграничиваются ситуации, когда требуется немедленное медицинское вмешательство, и состояния, при которых нужна быстрая, но не сиюминутная помощь. Эта дифференциация и позволила часть функций «скорой» передать поликлиникам. Правда, речь пока идет только об обслуживании взрослого населения в режиме неотложной помощи.

 – Первоапрельское новшество, видимо, связано с модернизацией здравоохранения, курс на которую был взят несколько лет назад…

– Организация неотложной помощи – один из пунктов этой программы, призванной решить целый ряд застарелых проблем в здравоохранении: укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений, внедрить в их работу современные информационные технологии, обеспечить доступность медицинской помощи.

Модернизация потребовала перестройки системы здравоохранения и корректировки законодательства в этой сфере: медучреждения с 1 января 2012 года приобрели статус государственных, координируются субъектами РФ и по типу делятся на бюджетные, казенные, автономные, изменился принцип их финансирования. Теперь вот дошло дело и до перераспределения обязанностей между «скорой» и поликлинической службами.

– Почему возникла такая необходимость?

– На мой взгляд, у пилотного проекта две цели. Первая – разгрузить службу «03». Если обслуживание взрослых пациентов, нуждающихся не в экстренной, а именно в неотложной помощи, на себя возьмут поликлиники, то нагрузка на бригады «скорой» уменьшится. А это значит, что они будут приезжать на вызов быстрее.

Вторая задача проекта – привести количество вызовов к федеральному нормативу. Расчеты показали, что на одного жителя в год должно приходиться 0,318 выезда «скорой». Но по факту этот показатель обычно выше норматива. Если брать данные по Дзержинску, то в последние пять лет он держится на уровне 0,346. Такой перебор, с одной стороны, дорого обходится бюджету, а с другой – не позволяет службе «03» работать в нормальном режиме, без сбоев. Помню, одно время в нашем городе количество выездов на одного жителя не превышало 0,320. И вот только тогда, когда мы вышли на этот уровень, мой рабочий день перестал начинаться с жалоб горожан на работу «скорой».

– Кто и по каким принципам будет разделять вызовы, поступившие в службу «скорой помощи», на экстренные и неотложные?

– Алгоритм действий таков. При поступлении звонка в службу «03» диспетчер устанавливает симптомы заболевания и принимает решение, какой вид помощи требуется пациенту. Если его состояние представляет угрозу жизни, то «скорая» выезжает к больному сама. В случаях, когда можно обойтись неотложной медицинской помощью, вызов служба передает в поликлинику по месту жительства пациента. И в течение двух часов к нему должен приехать дежурный врач. Если за это время состояние больного резко ухудшится, следует еще раз позвонить в «03» – в этой ситуации вызов переведут в разряд экстренных и вышлют машину «скорой».

– Слишком уж ответственное решение придется принимать диспетчеру! Справится ли?

– Все диспетчеры, работающие в «скорой помощи», имеют среднее, фельдшерское образование. К тому же оценивать состояние больного они будут не на глазок – в приказе областного Министерства здравоохранения четко прописаны поводы для оказания неотложной медпомощи на дому. В течение двух часов, к примеру, стоит ждать врача тем взрослым пациентам, у которых повысилась температура, подскочило давление и возникла головная боль без дополнительных жалоб, обострились хронические заболевания без потери сознания и признаков кровотечения, появились боли в горле без нарушения дыхания – всего в этом списке двенадцать пунктов.

 Но если у диспетчера все же возникают какие-то сомнения при дифференцировании вызовов, он может их разрешить, обратившись к старшему врачу смены.

– Введены ли в штат поликлиник ставки для врачей, обслуживающих неотложные вызовы? Или же они будут справляться с новыми обязанностями теми силами, которые у них есть? А они нынче, как известно, немногочисленны…

– Отдельной штатной единицы для оказания неотложной помощи в поликлиниках не предусмотрено. К этой работе будут привлекаться врачи-терапевты, специалисты, которые в момент поступления вызова ведут прием в поликлинике.

– Это что же получается: они должны бросить своих пациентов, которые пришли к ним на консультацию?!

– Каждая поликлиника сама решает, как организовать неотложную помощь по вызовам, переданным службой «03». Думаю, в интересах всех главврачей построить работу так, чтобы не ущемить права пациентов, пришедших в поликлинику на прием.

– Поликлиникам для оказания неотложной помощи, наверное, потребуется транспорт…

– Пока лечебные учреждения обходятся своим транспортом, но вопрос с дополнительными машинами сейчас решается в области. Ведется разговор и о том, чтобы снабдить дежурных по неотложным вызовам сотовой связью. Это поможет сэкономить время обслуживания пациентов и, разумеется, бензин.

– Поскольку поликлиники работают не в ежедневном и не в круглосуточном режиме, кого ждать пациентам в празднично-выходные дни и вечерне-ночные часы?

– Бригаду «скорой помощи». Больным, которые позвонили в «03» под конец рабочего дня поликлиник, не стоит беспокоиться: диспетчер лечебного учреждения каждый вечер проводит сверку вызовов, и те из них, что остались не обслуженными, передаются назад в «скорую».

– Оказать скорую помощь может, наверное, не каждый участковый врач или специалист. Тут важно быстро и правильно поставить диагноз, срочно принять меры по спасению человека, докторам же, работающим в поликлиниках, такая спешка ни к чему.

– Действительно, медики «скорой» заточены на другое, у них иной алгоритм действий. Однако за 13 дней работы дзержинских поликлиник по новой системе оказания неотложной медицинской помощи, а за это время они обслужили 220 вызовов, никаких недоразумений не случилось. Врачи поликлиник справляются с новыми обязанностями.

 Собственно, об успехах или неудачах пилотного проекта можно будет судить уже нынешним летом. В июле исполнится год, как он стартовал в Нижегородской области – сначала в него включились три района, с 1 сентября еще три, и только потом, с 1 апреля этого года, присоединились Дзержинск и Арзамас.

– Выходит, Нижний пока вне проекта?

– Ввести в эту систему областной центр с миллионным населением и огромной сетью медицинских учреждений не так-то просто. Серьезной подготовки требует и оказание неотложной помощи детям, ведь симптомы их болезни очень сложно дифференцировать. А потому нужно взвесить все за и против, обкатать проект, прежде чем решаться на такой шаг.

– Владимир Константинович, какие еще перемены ждут дзержинское здравоохранение в этом году?

– Область намерена и дальше вкладывать деньги в ремонт наших медицинских учреждений, всерьез заняться сосудистым центром, который планируется открыть на базе госпиталя ветеранов войн. В том же госпитале и онкологическом диспансере в этом году наконец появятся компьютерные томографы.

– Хороши те перемены, которые к лучшему. Ждем только таких.

Елена Серова