ноября
Войти через соц. сети:
Культура
ЖКХ
Спорт
Происшествия

Люди

Есть такой актер

Дорогой читатель!
Хочешь быть в курсе всех последних событий
твоего любимого города? Тогда подписывайся на "Дзержинское Время" МЫ ДОСТУПНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПОЧТЕ

Выбери любимую социальную сеть:
контакте Facebook twitterYouTube

и будь в курсе последних событий города Дзержинска!

Об актере Алексее Зайцеве сегодня мало, кто помнит. Даже в родном Дзержинске. А если и вспоминают, то, увы, не как актера... Просто из любопытства бывшие соседи, знакомые интересуются у родственников: как, мол, Лешка там, в Москве? Жив?..

 

«Скажите, что живой!»

Об Алексее Никифоровиче нам рассказала жена его брата, Галина Михайловна. Пришла в редакцию и чуть ли не с ходу заявила: «Я родственница актера Зайцева, напишите про него, скажите, что жив. А то за него уж свечки ставят, думают, помер...». «Вот это он, в «Алешкиной любви», а вот здесь (подала мне Галина Михайловна «Советский экран» за 89-й год) статья про него...»  

Честно признаться, до прихода Галины Михайловны в нашу редакцию об Алексее Зайцеве я никогда не слышала. Имя его мне, как и моим коллегам, ничего, увы, не говорило. «Алешкину любовь» видели многие, но фильм почему-то ничем особенным не запомнился...

Но оказалось, что «Алешкина любовь» далеко не единственный фильм Алексея Никифоровича - на его счету более пятидесяти ролей. Кинорежиссеры вроде бы и не забывали его, и в то же время сыграть «главное», то, о чем мечталось, Алексею Никифоровичу не удалось. Он, видимо, один из тех, отнюдь не посредственных и глубоко несчастных этим актеров, мимо которых советский кинематограф «проскальзывал», не говоря уж о современном киноискусстве. Если советские режиссеры «использовали» хотя бы его запоминающуюся, необычную внешность - им был интересен зайцевский типаж, то современных «киноделов» и это уже мало трогает. Сегодня, когда кино делается на скорую руку, впопыхах и в основном с той лишь целью, чтобы заработать, режиссерам просто невыгодно, да и, наверно, не хочется искать типажи, «копаться» во внутреннем мире актеров. Сценарии, актеры стали просты и примитивны до безобразия...

Но ведь были же, были и в его судьбе киноудачи. Многие зрители, если судить по отзывам, оставленным в Интернете, помнят его в роли Мужика в фильме Р. Балаяна «Бирюк», любят и его Недосеку из «Знака беды» М. Пташука, Селифана  из «Мертвых душ» М. Швейцера... И в этом они сходятся с кинокритиками. А это большая редкость, когда работа нравится и тем, кто оценивает ее с профессиональной точки зрения, и тем, кто выбирает сердцем - зрителям.    

Не перестал сниматься Зайцев и после распада Советского Союза, кино не бросил. Более того, если посмотреть его фильмографию, ролей у него не стало меньше. Но, увы - ничего значительного, ничего, что запомнилось бы зрителю, сыграть Алексею Никифоровичу не удалось.  Начиная с двухтысячных, его кинорежиссеры, не сговариваясь, и вовсе переводят исключительно на «сериальную» работу: в 2001г. - это «многосерийки» «Леди босс» (рыбак), 2001-м - «Саломея» (кучер). В 2002 г. снимается в ничем не примечательной «Тайне лебединого озера» (старик), еще через год в фильме «Бумер» (тракторист). Потом был сериал «Солдаты», где на долю актера выпала еще одна незначительная роль - здесь он играет самогонщика, потом вахтера в «Таксистке-2», сторожа в фильме «Сволочи»...  Вот все, чем отметился актер Зайцев в кино.

 

Театр 

Судьба Зайцева, как театрального актера и режиссера, сложилась более удачно. В свое время имя его было хорошо известно театральной Москве. Его знали по работам в театре на Таганке, театрах им. А. С. Пушкина, К. С. Станиславского, Ленкоме... Помнят Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизской сказке» по Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании»...  Но нигде, ни в одной театральной «семье» Зайцев надолго не задерживался. Почему? Свои скитания Алексей Никифорович объяснял просто: предлагали играть не то, что действительно хотелось. Чего в этом больше - самомнения и самонадеянности?  Или же это желание быть честным с собой, заниматься тем, что действительно нравится? Не знаю...

Единственный режиссер, с кем у Никифорова творческие отношения действительно сложились, - Григорий Залкинд. И это вполне объяснимо. У их дружбы был крепкий фундамент - Григорий Исаакович сам несколько лет проработал режиссером в Дзержинском театре драмы и заметил Алексея Зайцева, еще когда тот занимался в самодеятельном театре при поселковом клубе на Ворошиловском поселке. 

После первого провала Зайцева на вступительных экзаменах в Горьковское театральное училище, Залкинд стал с ним заниматься -  будущего актера надо было отучить от игумновского «оканья» и заставить «акать» по-московски...      

В жизни Зайцева было еще несколько попыток поступить хоть в театральный - хоть в какой! В итоге он пробился-таки в «Щуку» - снова помог учитель и давний друг Залкинд. Григорий Иссакович познакомил Алексея с Евгением Евтушенко. Поэт специально для него написал стихи, которые и помогли ему поступить. Но это, так сказать, «официальная» версия, распространенная в Интернете.

Галина Михайловна рассказала, что поступил Алексей Зайцев в Щукинское училище благодаря тому, что ...соврал экзаменационной комиссии. «У меня мама - артистка» - объяснил он экзаменаторам свое желание стать актером...». Вот его и приняли. 

Как бы то ни было на самом деле, в Щукинское Зайцева зачислили...

В 70-е годы пьесы, поставленные Залкиндом, в которых главные роли чаще всего доставались Зайцеву, пользовались большим спросом у публики. Это были так называемые «неофициальные» спектакли - за постановки в духе театра абсурда по пьесам Ионеско, Пинтера и других драматургов-«абсурдистов» в других театрах не брались. А они так нравились Зайцеву! Игрались эти спектакли где придется, раз от разу, чаще всего, бесплатно. Андеграунд - чего вы хотите!..

Последними театрами, на сцену которых выходил актер, были «Сфера» и «Мел». Они не стали исключениями в большом перечне театров, которые Зайцев покинул, отработав несколько сезонов...

«Характерный актер»

Кажется, Зайцев никогда не был всеобщим любимчиком. Хотя наверняка, как и все те, кто  выбирают «публичную» профессию, стремился нравиться, хотел признания и славы. Может быть, даже больше, чем стать действительно хорошим актером... 

Но и сказать, что у Алексея Никифировича нет своего зрителя, тоже нельзя. Популярным - нет, его не назовешь, но есть те, кому его творчество близко, по душе.  

Вот несколько отзывов, найденных мною в Интернете: «Я видел его на Таганке в «Трех сестрах» и в фильмах «Плюмбум» и «Мертвые души». Огромный талант. Таких актеров в России уже очень мало», - пишет некто Давид.

«Лучшее исполнение роли скомороха в фильме «Возьми меня с собой» вполне сопоставимо с ролью Ролана Быкова в «Андрее Рублеве». Яркая характерная роль в фильме «Алешкина любовь». «Дамский портной» - в этом фильме отрицательная роль, но высочайшего трагизма. В спектакле «Стулья» уникальная работа, практически моноспектакль. И покорившая мир «Остановка в пустыне» («Все мы вышли из шинели Гоголя»), созданная совместно с польскими режиссерами и фольклористом Ириной Алексеевной Набатовой, вдохновила многих на создание литературно-музыкальных постановок», - Ольга.

«Великолепный актер! Роль Селифана в «Мертвых душах» Михаила Швейцера вообще настоящий шедевр! Спекталь «Стулья» с Алексеем Никифоровичем Зайцевым - потрясающий! Мне запомнился в фильме «Бирюк». Характерный актер!» - пишет другой безымянный почитатель... 

А если актерская работа «отозвалась» хоть в одном зрителе, значит, артист работал не зря. 

Может, и нам стоит пересмотреть, или даже впервые посмотреть фильмы с участием нашего земляка? Вспомнить, что есть такой актер - Алексей Зайцев. И он, Алешка, жив!

                                                                                 Елена Богомазова

4 07125.05.2012

Нам интересно Ваше мнение:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность участвовать в дискуссиях на нашем сайте.

Коротко
Новости партнеров
События
Интервью
Город
Политика
Экономика
Общество
Эконом-инфо