Дзержинское время

Об актере Алексее Зайцеве сегодня мало, кто помнит. Даже в родном Дзержинске. А если и вспоминают, то, увы, не как актера… Просто из любопытства бывшие соседи, знакомые интересуются у родственников: как, мол, Лешка там, в Москве? Жив?..

«Скажите, что живой!»

Об Алексее Никифоровиче нам рассказала жена его брата, Галина Михайловна. Пришла в редакцию и чуть ли не с ходу заявила: «Я родственница актера Зайцева, напишите про него, скажите, что жив. А то за него уж свечки ставят, думают, помер…». «Вот это он, в «Алешкиной любви», а вот здесь (подала мне Галина Михайловна «Советский экран» за 89-й год) статья про него…»

Честно признаться, до прихода Галины Михайловны в нашу редакцию об Алексее Зайцеве я никогда не слышала. Имя его мне, как и моим коллегам, ничего, увы, не говорило. «Алешкину любовь» видели многие, но фильм почему-то ничем особенным не запомнился…

Но оказалось, что «Алешкина любовь» далеко не единственный фильм Алексея Никифоровича – на его счету более пятидесяти ролей. Кинорежиссеры вроде бы и не забывали его, и в то же время сыграть «главное», то, о чем мечталось, Алексею Никифоровичу не удалось. Он, видимо, один из тех, отнюдь не посредственных и глубоко несчастных этим актеров, мимо которых советский кинематограф «проскальзывал», не говоря уж о современном киноискусстве. Если советские режиссеры «использовали» хотя бы его запоминающуюся, необычную внешность – им был интересен зайцевский типаж, то современных «киноделов» и это уже мало трогает. Сегодня, когда кино делается на скорую руку, впопыхах и в основном с той лишь целью, чтобы заработать, режиссерам просто невыгодно, да и, наверно, не хочется искать типажи, «копаться» во внутреннем мире актеров. Сценарии, актеры стали просты и примитивны до безобразия…

Но ведь были же, были и в его судьбе киноудачи. Многие зрители, если судить по отзывам, оставленным в Интернете, помнят его в роли Мужика в фильме Р. Балаяна «Бирюк», любят и его Недосеку из «Знака беды» М. Пташука, Селифана  из «Мертвых душ» М. Швейцера… И в этом они сходятся с кинокритиками. А это большая редкость, когда работа нравится и тем, кто оценивает ее с профессиональной точки зрения, и тем, кто выбирает сердцем – зрителям.

Не перестал сниматься Зайцев и после распада Советского Союза, кино не бросил. Более того, если посмотреть его фильмографию, ролей у него не стало меньше. Но, увы – ничего значительного, ничего, что запомнилось бы зрителю, сыграть Алексею Никифоровичу не удалось.  Начиная с двухтысячных, его кинорежиссеры, не сговариваясь, и вовсе переводят исключительно на «сериальную» работу: в 2001г. – это «многосерийки» «Леди босс» (рыбак), 2001-м – «Саломея» (кучер). В 2002 г. снимается в ничем не примечательной «Тайне лебединого озера» (старик), еще через год в фильме «Бумер» (тракторист). Потом был сериал «Солдаты», где на долю актера выпала еще одна незначительная роль – здесь он играет самогонщика, потом вахтера в «Таксистке-2», сторожа в фильме «Сволочи»…  Вот все, чем отметился актер Зайцев в кино.

Театр 

Судьба Зайцева, как театрального актера и режиссера, сложилась более удачно. В свое время имя его было хорошо известно театральной Москве. Его знали по работам в театре на Таганке, театрах им. А. С. Пушкина, К. С. Станиславского, Ленкоме… Помнят Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизской сказке» по Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании»…  Но нигде, ни в одной театральной «семье» Зайцев надолго не задерживался. Почему? Свои скитания Алексей Никифорович объяснял просто: предлагали играть не то, что действительно хотелось. Чего в этом больше – самомнения и самонадеянности?  Или же это желание быть честным с собой, заниматься тем, что действительно нравится? Не знаю…

Единственный режиссер, с кем у Никифорова творческие отношения действительно сложились, – Григорий Залкинд. И это вполне объяснимо. У их дружбы был крепкий фундамент – Григорий Исаакович сам несколько лет проработал режиссером в Дзержинском театре драмы и заметил Алексея Зайцева, еще когда тот занимался в самодеятельном театре при поселковом клубе на Ворошиловском поселке.

После первого провала Зайцева на вступительных экзаменах в Горьковское театральное училище, Залкинд стал с ним заниматься –  будущего актера надо было отучить от игумновского «оканья» и заставить «акать» по-московски…

В жизни Зайцева было еще несколько попыток поступить хоть в театральный – хоть в какой! В итоге он пробился-таки в «Щуку» – снова помог учитель и давний друг Залкинд. Григорий Иссакович познакомил Алексея с Евгением Евтушенко. Поэт специально для него написал стихи, которые и помогли ему поступить. Но это, так сказать, «официальная» версия, распространенная в Интернете.

Галина Михайловна рассказала, что поступил Алексей Зайцев в Щукинское училище благодаря тому, что …соврал экзаменационной комиссии. «У меня мама – артистка» – объяснил он экзаменаторам свое желание стать актером…». Вот его и приняли.

Как бы то ни было на самом деле, в Щукинское Зайцева зачислили…

В 70-е годы пьесы, поставленные Залкиндом, в которых главные роли чаще всего доставались Зайцеву, пользовались большим спросом у публики. Это были так называемые «неофициальные» спектакли – за постановки в духе театра абсурда по пьесам Ионеско, Пинтера и других драматургов-«абсурдистов» в других театрах не брались. А они так нравились Зайцеву! Игрались эти спектакли где придется, раз от разу, чаще всего, бесплатно. Андеграунд – чего вы хотите!..

Последними театрами, на сцену которых выходил актер, были «Сфера» и «Мел». Они не стали исключениями в большом перечне театров, которые Зайцев покинул, отработав несколько сезонов…

«Характерный актер»

Кажется, Зайцев никогда не был всеобщим любимчиком. Хотя наверняка, как и все те, кто  выбирают «публичную» профессию, стремился нравиться, хотел признания и славы. Может быть, даже больше, чем стать действительно хорошим актером…

Но и сказать, что у Алексея Никифировича нет своего зрителя, тоже нельзя. Популярным – нет, его не назовешь, но есть те, кому его творчество близко, по душе.

Вот несколько отзывов, найденных мною в Интернете: «Я видел его на Таганке в «Трех сестрах» и в фильмах «Плюмбум» и «Мертвые души». Огромный талант. Таких актеров в России уже очень мало», – пишет некто Давид.

«Лучшее исполнение роли скомороха в фильме «Возьми меня с собой» вполне сопоставимо с ролью Ролана Быкова в «Андрее Рублеве». Яркая характерная роль в фильме «Алешкина любовь». «Дамский портной» – в этом фильме отрицательная роль, но высочайшего трагизма. В спектакле «Стулья» уникальная работа, практически моноспектакль. И покорившая мир «Остановка в пустыне» («Все мы вышли из шинели Гоголя»), созданная совместно с польскими режиссерами и фольклористом Ириной Алексеевной Набатовой, вдохновила многих на создание литературно-музыкальных постановок», – Ольга.

«Великолепный актер! Роль Селифана в «Мертвых душах» Михаила Швейцера вообще настоящий шедевр! Спекталь «Стулья» с Алексеем Никифоровичем Зайцевым – потрясающий! Мне запомнился в фильме «Бирюк». Характерный актер!» – пишет другой безымянный почитатель…

А если актерская работа «отозвалась» хоть в одном зрителе, значит, артист работал не зря.

Может, и нам стоит пересмотреть, или даже впервые посмотреть фильмы с участием нашего земляка? Вспомнить, что есть такой актер – Алексей Зайцев. И он, Алешка, жив!

                                                                                 Елена Богомазова