Дзержинское время

Для многих медиков, да и для их пациентов, шоком стало недавнее заявление заместителя губернатора области Геннадия Суворова о том, что в регионе отсутствует дефицит медицинских работников.
   «Я не согласен с высказыванием о том, что большая часть врачей уходит работать в частные клиники. Здравоохранение в регионе находится на должном уровне», – заявил чиновник после заседания координационного совета по модернизации здравоохранения региона. По его сведениям, средняя зарплата врачей на сегодняшний день в Нижегородской области составляет 23,5 тысячи рублей.
   «Еще совсем недавно, четыре года назад, средняя зарплата врача составляла 8-9 тысяч рублей. Рост произошел благодаря работе областных программ, которые были реализованы по указу Валерия Шанцева, и, безусловно, в 2011 году очень помогла программа модернизации системы здравоохранения», – добавил Суворов.
    Все эти высказывания в очередной раз подтверждают расхожее выражение, ставшее, благодаря Марку Твену, афоризмом: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
   Сегодня в каждой больнице и поликлинике Дзержинска можно услышать сетования главврачей на то, что докторов всех специальностей катастрофически не хватает – увольняются. Многих из них потом встречаешь в частных медцентрах. И это по-человечески понятно: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
   Пока писала эту заметку, позвонила наша постоянная читательница Галина Григорьевна Кулагина с ул. Строителей – плачет. Уже больше месяца, начиная с 12 апреля, пожилая женщина, страдающая гипертонией, ждет госпитализации в 4-ю больницу. Но каждый день ей сообщают, что мест нет, ссылаются и на то, что работать некому – четыре врача уволились. А за ответом на вопрос: «Что же мне делать?» ветерана труда посылают… то к Голиковой, то к Путину.
   Трудно сказать, что позволяет заместителю губернатора так уверенно заявлять, что в областной медицине все спокойно. То ли та же статистика, которая складывает диаметрально противоположные значения и получает золотую середину, не отражающую реального положения дел. (Хотя, признаться, трудно допустить, что в Нижегородской области есть районы, где наблюдается переизбыток врачей, способный уравновесить их дзержинский дефицит.)
    А, может, всему виной барское отношение вышестоящих медицинских властей к своим коллегам рангом ниже? Не раз приходилось слышать от медиков, что все их проблемы областное начальство списывает на некомпетентность главврачей медучреждений, не желая признавать, что причины многих бед могут быть объективны. Бегут врачи с государственной службы? Главу учреждения высечь, а лучше расстрелять, потому как не смог правильно организовать работу коллектива, удержать кадры. При таком-то подходе руководители от муниципальной медицины лишний раз и не решатся озвучить в Министерстве здравоохранения тупиковые ситуации.
   Не исключен и такой вариант, что областные власти просто не желают признавать провал реформы здравоохранения, по крайней мере, в ее кадровой части. Оно и понятно: такую прорву денег ввалить за последние несколько лет в медицину и не получить должной отдачи, не остановить отток врачей из государственной медицины в частную – разве этим хвастаются?
   Но самое неприятное то, что областная власть непоследовательна в своих высказываниях (то ли от забывчивости, то ли от лукавства?) – сегодня одно заявила, завтра другое. Помнится, сразу после зимних каникул область накинула к зарплате реаниматологам и анестезиологам, осознав, что те разбегаются. Тогда же власть заговорила и о проблемах в родовспоможении – в начале года из-за массового увольнения врачей закрылось два роддома – в Ваче и Чкаловске, на подходе были еще два в других районах области. А тут вдруг «все хорошо, прекрасная маркиза». С чего бы это?!
   Наряду с нечеловеческими нагрузками и жесточайшими требованиями низкая зарплата – то, что заставляет медиков бежать куда глаза глядят из государственной медицины. А как же, спросите вы, среднее жалованье врачей в 23,5 тысячи при среднем заработке по области в 24,5 тысячи и прожиточном минимуме в 6,3 тысячи? Здесь замгубернатора сильного погорячился, опять выдав статистику за правду. Возможно, у врачей поликлиник то на то и выходит, но какой ценой! Помимо приема пациента они теперь и диспансеризацию проводят, и неотложную помощь оказывают. А вот у медиков, работающих в стационарах – на передовом фронте здравоохранения, доход в половину меньше названного. Впрочем, и тот, названный, далеко не тот, который бы придал профессии врача социальный статус, что она заслуживает.
   Подобные заявления высоких чиновников огорчают даже не столько тем, что слишком уж далеки от истины. Удручает другое – коль власть упорствует в своих заблуждениях и изо всех сил не замечает проблему, значит, ждать, что она рьяно возьмется за ее решение, не приходится. Зачем же ломать голову над тем, чего, по мнению чиновников, нет?

Елена Серова