Дзержинское время

Приятно осознавать, что в наше время, когда каждый сам за себя, а личное выше общественного, еще кто-то способен переживать за общее дело, болеть душой за ближнего, прирастать сердцем к своему рабочему месту и коллективу, бороться, прежде всего, не за повышение зарплаты – за порядок на ставшем родным предприятии. Работники МУП «Экспресс» такие. И это не могло не удивить депутатов Гордумы, когда те обратились к ним за помощью. Депутатская временная комиссия, созданная для выяснения проблем на городском транспортном предприятии, собралась в прошлую среду.

   На этом заседании депутаты суммировали то, что им удалось узнать о МУП «Экспресс». Но, похоже, нового в этом мало что было. По крайней мере, для некоторых членов комиссии. Михаил Орлов не преминул заметить, что тема «Экспресса» всплывает каждый год на протяжении всего его солидного депутатского стажа. И каждый год можно услышать о том, что экономику предприятия лихорадит, в коллективе зреет недовольство, а заканчивается все одним – дайте денег. Вот и в этот раз МУП попросило у города 72 миллиона рублей. На такую сумму экспрессовцы могут даже и не рассчитывать, а вот 35 миллионов заммэра по финансам Ольга Сахончик им пообещала. Впрочем, все тот же депутат Орлов уверен в том, что транспорт – та сфера, которая сама себя может успешно содержать.
   Для начала члены комиссии решили разобраться в тарифной политике предприятия, которая, по сути, является ключевым вопросом в его экономике. По словам председателя комиссии Константина Фокина, некоторые документы немало удивили его коллег. Оказалось, что транспортники представили экономическое обоснование не одного-единственного тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом, как это обычно бывает, а сразу двух – в 15 и 23,5 рубля. Как такое возможно – загадка. Но не меньшего удивления заслуживает и тот факт, что, по расчетам депутата Людмилы Кемайкиной, себестоимость перевозок получилась меньше обеих этих цифр – на троллейбусе 8,8 рубля, на трамвае 17 рублей.
   И это, кстати, не единственное сравнение троллейбуса с трамваем не в пользу последнего. Как установила комиссия, годовое содержание одного «рогача» обходится «Экспрессу» в 2,7 миллиона рублей, а вот на его собрата, бегающего по рельсам, уходит 5,75 миллиона. Да и по объему перевозок эти виды транспорта отличаются в 2 раза – разумеется, перевес на стороне троллейбуса. После этой несложной арифметики, наверное, не имеет смысла рассуждать, должен ли наш город сохранить трамвай как историческую реликвию. Ан нет, по словам Олега Чеснокова, городская администрация до сих пор никак не определится по этому вопросу.
   Мало того, что нерентабельный трамвай подрывает финансовое положение «Экспресса», так на него, как выразился один депутат, «навесили гирю» в виде автобусного предприятия «Аэлита». После их слияния, признали все члены комиссии, экономика на «Экспрессе» и вовсе на обе ноги захромала – «кредиторка» выросла с 13 до 40,5 миллиона рублей. За счет трамвайно-транспортного предприятия была обустроена парковка для автобусов и приобретены новые машины – всего на 34 миллиона. А между тем электротранспортники сами нужду терпят – не хватает денег на запчасти, бытовые помещения в ужасном состоянии, дороги и контактные сети на территории предприятия настолько разбиты, что едва отремонтированные троллейбусы, еще не успев выехать на линию, снова отправляются на ремонтную базу.
   Заострила комиссия свое внимание и на данных о средней зарплате в МУП «Экспресс». Из документов, предоставленных руководством предприятия, следует, что она равна 16 тысячам 400 рублям. Однако в ходе недавнего выездного совещания, которое проходило в МУПе, выяснилось, что названная сумма – потолок того, что получают рядовые работники «Экспресса». Но чтобы до него допрыгнуть, надо иметь предельный стаж, самую высокую квалификацию и 20-процентную переработку. Депутаты не поленились – заглянули в зарплатные листочки водителей и ремонтников троллейбусов. 11-12 тысяч рублей – вот это действительно средний заработок у экспрессовцев.
   Не удивительно, что новые кадры на предприятии не задерживаются. Да и старые, опытные, не сдававшиеся до последнего, начали уходить. Текучка высокая – увольняется каждый пятый работник. Руководство «Экспресса» готово повысить процентов на десять зарплату водителям, слесарям и кондукторам. Но депутатская комиссия желает знать точно – кому и сколько. Однако такого документа им пока никто не представил.
   Впрочем, о зарплате работники «Экспресса» в своих письмах к мэру, а их за три последних года было немало, упоминают не в первых строках. Прежде всего их беспокоит организация труда на предприятии, поставленная с ног на голову: графики работы, составленные с нарушением трудового законодательства, содержание ремонтной базы и т.д. И сегодня их претензии, отметили члены комиссии, адресованы не столько новому директору МУПа, сколько руководителям подразделений – начальникам ДЕПО и эксплуатации. Ответ, который экспрессовцы получили от градоначальника на свое последнее обращение, кстати, заверенное 177 подписями, по словам депутата Фокина, не устраивает ни работников этого предприятия, ни депутатов. Иначе как отпиской никто из членов комиссии его и не называл.
   Полномочия временной депутатской комиссии ограничены правом получать информацию, для того чтобы разобраться в проблемах, и возможностью давать исполнительной власти советы, как их решить. Перво-наперво депутаты рекомендовали администрации разработать стратегию развития городского транспорта на ближайшие годы и план мероприятий по сокращению расходов МУП «Экспресс» (например, отказ от первого трамвайного маршрута и замена его троллейбусным).
   Кроме того, члены комиссии предложили мэрии детально разобраться в проблемах терпящего бедствие предприятия, в том числе и социальных. Не помешало бы, по мнению депутатов, заменить дорожное покрытие и контактные сети на территории «Экспресса», отремонтировать раздевалки и душевые, наконец, повысить работникам зарплату. На прибавку к жалованью и приведение в божеский вид бытовых помещений они готовы согласовать выделение из городского бюджета 22 миллионов и 275 тысяч рублей соответственно.
   Среди рекомендаций комиссии – запуск коммерческих маршрутов (например, с 23.00 до 1.00), которые бы позволили «Экспрессу» поправить свое финансовое положение, а дзержинцам сэкономить на такси.
В ходе совещания у депутатов родились не только предложения, но и вопросы. И адресованы они руководству «Экспресса». Например, платило ли предприятие «Магистраль» за то, что его техника несколько месяцев стояла на территории МУПа? Куда делись рельсы и провода после того, как от них освободили улицы Гайдара и Чапаева? Если их продали, то за какую сумму?

Елена Серова