Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов довел-таки начатое еще его предшественником Андреем Фурсенко дело с «преобразованием» старшей школы до конца. На днях он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС), этот документ уже готовится к внедрению в 10-11-х классах. Как сообщается на интернет-портале «School Otzyv», прислушиваться к голосам недовольных министр, похоже, не собирается. Что ж, на другое развитие событий в нашей стране надеяться было бы глупо. Своим решением Минобразования закончило общественное обсуждение спорного госстандарта для старшей школы. Министр считает, что все необходимые этапы общественного и административного обсуждения документ прошел. «Всю критику учесть невозможно, но конструктивные предложения были учтены», – заверил Ливанов. Он призывает готовиться к внедрению ФГОС в школах, чтобы, как и планировалось, полностью перейти на него по всей стране к 2020 году. Новый ФГОС, напомним, предполагает, что обязательной для старшеклассников будет лишь часть предметов, а остальные курсы они смогут выбирать сами в зависимости от выбранного профиля – гуманитарного, технического, естественно-научного. В последней версии, которую уже в должности президента поручил утвердить до июля 2012 года Владимир Путин, в список обязательных попали математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также основы безопасности жизнедеятельности и физкультура. Все предметы делятся на два уровня: базовый и профильный, для углубленного изучения. Не более трех дополнительных курсов школьник должен выбрать сам – так, чтобы общее число учебных часов не превышало 37 в неделю. Если с утверждением первых версий боролись в основном словесники, требовавшие вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь больше всех негодуют математики, физики и биологи. Разработчики стандарта предлагают создать курс «Естествознание» для школьников, которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных. Учителя-предметники считают, что это приведет к резкому падению базовых естественно-научных знаний, поскольку позволит гуманитариям практически полностью проигнорировать сложные предметы. А президент Российской академии образования Николай Никандров заявил, что и вовсе выступает за то, «чтобы эти предметы были обязательными для изучения». Эксперты также отмечают, что в последней версии стандарта по-прежнему отсутствуют четкие критерии того, какие именно знания и навыки должен демонстрировать выпускник средней школы. Псевдонаучные обороты из ФГОС ни о чем не говорят, считает научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Григорий Колюцкий. «Хоть что-нибудь конкретное должен выучить школьник в результате? Нет, не должен. За всеми этими невиданными доселе конструкциями, такими, как «сформированность представлений о понятиях» и «владение умением характеризовать», прячется неприятный факт: в случае окончательного утверждения стандарта российское государство снимает с себя любую ответственность за результаты общего образования», – уверен он. Времени на «обкатку» стандарта будет предостаточно, и какие-то коррективы по ходу его внедрения возможны, заверил Дмитрий Ливанов. Но протесты сегодня уже бесполезны – документ направлен на утверждение в Минюст.
Елена Серегина, по материалам интернет-изданий