Здание бывшего кинотеатра «Ударник» стоит, оказывается, не на площади Дзержинского (что каждому из нас просто очевидно), а на проспекте Ленина. Таков, во всяком случае, его официальный почтовый, и юридический, конечно, адрес. Вот вам еще одна иллюстрация полной бездумности и беспорядочности нумерации домов в нашем городе. Впрочем, речь сегодня пойдет не об этом. Предмет нашего разговора – само здание, где когда-то размещался кинотеатр «Ударник».
КИНОТЕАТР «УДАРНИК»
Проспект Ленина, 64
   Для людей, которым сегодня больше пятидесяти, этот дом на главной площади был, пожалуй, знаковым. Это требует объяснения. Было время (и в это трудно сегодня поверить), когда в городе не было ни одного культурно-зрелищного учреждения. И опять-таки надо пояснить, что дзержинцы понимали под словом «город». В 30-х годах подавляющее число дзержинцев жило в окрестных рабочих поселках. Их было множество, а городом (или соцгородом) тогда называлось небольшое пространство между железной дорогой и нынешней улицей Маяковского по оси север-юг и между улицей Урицкого (Первомайской) и силикатным заводом по оси восток-запад. Еще и сегодня остался этот словесный реликт. Совсем недавно подслушал в трамвае такой разговор:
– Куда едешь?
– Да в город надо по разным делам.
    Трамвай шел от «Зари», а тот, которому надо было «в город», вошел в вагон на Узловой площади. Он жил где-то поблизости, всего-то в семи остановках от площади Дзержинского, но по старинке считал, что живет не «в городе».
    Так вот, в поселках зрелищные учреждения, конечно, были: и Дом культуры на Калининском, и клуб ХХ лет Октября на Ворошиловском, и Дворец культуры в поселке Свердлова, и Народный дом в прибрежной части. Были и другие, менее знаменитые клубы. А вот в городе ничего подобного не было. Захотелось тебе девушку пригласить в кино – получалась целая поездка или дальний поход. Иногда и с приключениями, так как поселковые ребята не очень-то жаловали чужаков «из города».
    Представьте же себе радость дзержинцев, когда в 1938 году на центральной площади открылся кинотеатр «Ударник». Это был не просто кинотеатр. Это был по тому времени настоящий дворец. Даже снаружи потолкаться возле него было уже в радость. А уж попасть внутрь – просто праздник получался. Тут и в буфет сходишь, и красивую музыку перед сеансом послушаешь, а уж про само кино и говорить не приходится. Любили тогда кино, очень любили.
    Здание было красивым. Оно и теперь таким глядится. Проектировали его в Москве. Сохранилось, к счастью, и имя архитектора – В.П.Калмыков. Его внешний облик необычен. Главный фасад, выходящий на площадь Дзержинского, выглядит полуовалом. По бокам от главного входа стоят две башенки, шестигранные в сечении. Причем грани не плоские, а выгнуты дугами внутрь башен. По высоте башенки немного превышают высоту здания. Но архитектор предусмотрел в них узкие и длинные окна, и от этого башни кажутся намного выше здания. Когда-то над ними стояли скульптуры рабочего и крестьянки.
    Зрительный зал (примерно на 450-500 мест) размещался в части, обращенной к Парковой аллее. Туда же вели и выходы из него. А входили в зал из фойе, которое смотрело своими окнами на запад. В фойе была маленькая эстрада, где играл перед сеансом небольшой джазовый оркестрик. Я помню одного из руководителей оркестра – его фамилия Молчанов. Играли ребята весьма профессионально. Между прочим, в молодости в этом оркестре играл на аккордеоне будущий главный редактор «Дзержинца» Вячеслав Богачев.
    К югу от зала и фойе располагались в два этажа служебные помещения: администрация, комнаты для музыкантов, кинобудка, туалеты, курительные комнаты. Буфет был над вестибюлем, а в самом вестибюле находились билетные кассы.
   Название «Ударник» тоже было не случайным. У В.И.Даля это слово не обнаруживается. В словаре современного русского языка оно толкуется как часть механизма, непосредственно ударяющая по чему-либо. У нынешних молодых это слово больше ассоциируется с понятием барабанщик. А в те романтические времена полуголых и не совсем сытых энтузиастов принято было «ударять» по бездорожью, по неграмотности, по разгильдяйству, по отставанию от техпромфинплана. Вот активистов, наиболее энергично «ударявших» по этим нехорошим вещам, называли «ударниками», и именно их олицетворяли две скульптуры на башенках кинотеатра. Не мудрено, что и сам кинотеатр получил это имя – «Ударник». Тогда это было очень модное названия. Даже в Москве был кинотеатр «Ударник»
    Архитектурный стиль этого здания – тоже уже нам известный конструктивизм. Но это был поздний, уходящий конструктивизм. Здесь уже нарушены его каноны: рационализм и функционализм. Архитекторам начал надоедать этот суровый, аскетический стиль. Вот и Калмыков украсил здание башенками и скульптурами, не несущими никакой функции, к организации кинопоказа не имеющими никакого отношения. Они не что иное, как просто украшение. Это было время, когда архитектура стала приближаться к псевдоклассицизму. Здания этого переходного периода в Дзержинске тоже есть (например, дом №4 на проспекте Дзержинского), но кинотеатр «Ударник» – наиболее яркий образец.
    Кинотеатр стал самым любимым очагом культуры в городе. Теперь уже сюда из поселков приезжали люди. Здесь можно было увидеть самых знаменитых людей страны: Ольгу Лепешинскую, Бориса Горбатова, Леонида Соболева, Льва Кассиля, Любовь Орлову, Марка Бернеса. Здесь встречался со своими избирателями-дзержинцами Валерий Чкалов. А уж какие фильмы шли!.. У входа обычно толпились люди и спрашивали лишний билетик.
    Долгие годы «Ударник» оставался самым мощным магнитом для горожан. Но время неумолимо бежало. Город обзавелся и другими, более современными кинотеатрами. Рядом с «Ударником» вознесся Дворец культуры химиков со своим кинозалом. А потом и вовсе начался кризис кино. В дома пришел телевизор, и люди стали смотреть фильмы, не прерывая ужина. В кино еще ходили на какие-нибудь знаковые фильмы, но прежнего поклонения миру иллюзий уже не было. Кризис кинематографа захватил весь мир.
    Кинотеатр «Ударник» явно угасал в этом новом электронном мире. Бетонные скульптуры от дождей и снега стали разрушаться, и их убрали. От этого башенки стали казаться обезглавленными. Многие жалеют об этой потере, ибо здание в самом деле оказалось каким-то усеченным. Другие полагают, что эти малохудожественные произведения скульптуры типа «девушка с веслом» или «пионер с горном» ничего другого и не заслужили. А потом пришла перестройка, и начало разрушаться само заброшенное и малопосещаемое заведение.
    Здание кинотеатра, краса и гордость Дзержинска, превратилось в ночной клуб «Дарни». Сегодня к восточной стене бывшего «Ударника» пристроено суперсовременное кафе в европейском стиле. Это соседство, конечно, портит первоначальный замысел архитектора Калмыкова, но зато находится в гармонии с построенным рядом, в таком же стиле, торгово-развлекательным центром «ДЗЕРЖИНЕЦ». Лично у меня культурная ценность ночного клуба вызывает серьезные сомнения, но я благодарен этому учреждению за то, что оно сохранило этот важный архитектурный и исторический памятник. Не в пример «Ударнику», судьба здания кинотеатра «Родина» более печальна. А ведь тоже важный для города культурный центр и памятник. Мы как-нибудь о нем еще поговорим.
    Почему ночной клуб получил имя «Дарни»? Точно не знаю, но видится мне в этом модно-англизированном имени попытка сохранить старое название. Если моя догадка верна, то и за это спасибо: старинные названия тоже ведь памятники.
    Нет больше в городе кинотеатра «Ударник», долгое время служившего дзержинцам светочем культуры. Но сохранено его здание – еще один дом нашей памяти. Без этого здания не только площадь Дзержинского, но и весь город был бы каким-то не таким.
Рубрику ведет Исаак Фельдштейн